Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Соизмерим с Ватиканом

Соизмерим с Ватиканом

В этом году дата не круглая, но, как считает директор музея Владимир Гусев, есть повод отчитаться о сложных реставрационных работах.

В этом году дата не круглая, но, как считает директор музея Владимир Гусев, есть повод отчитаться о сложных реставрационных работах. Для справки: сегодня Русский музей занимает три десятка зданий в центре города, в том числе пять дворцов. По площади его владения соизмеримы с территорией Ватикана – 30 гектаров.

Управлять такой махиной непросто, Гусев уверяет, что способ подсказала жизнь. Надо «работать программами», что дает надежную возможность получать финансирование. Первая программа развития Русского музея была принята ровно двадцать лет назад, она называлась «Возрождение» и разрабатывалась к 100-летию сокровищницы отечественного искусства. Тогда мало кто верил в ее реализацию, слишком плачевным было состояние доставшихся музею зданий. Строгановский дворец арендаторы покинули, не оставив новым владельцам даже схемы разводки инженерных сетей. Михайловский замок был похож на теремок из детской сказки, так много там теснилось организаций. Аскетизм интерьеров Мраморного дворца не соответствовал вкусу его августейших владельцев.

Жизнь показала, что программа «Возрождение» себя оправдала и вступает в завершающую стадию. Ее цель не создание грандиозного комплекса, а дополнительная возможность приблизить коллекции музея к зрителям. К слову сказать, для показа своих собраний музей намерен использовать любую возможность. Так, летом в московском метро будет курсировать «галерея на колесах», в которой москвичи и гости столицы смогут увидеть акварели из собрания Русского музея. Мало того, на улицы столицы и нашего города «шагнут» сто картин из того же собрания.

Накануне дня рождения музей представлял журналистам и комиссии Министерства культуры отреставрированные объекты. Пресс-тур, растянувшийся на целый день, по традиции, начался со Строгановского дворца. Постепенно зал за залом ему возвращается облик, задуманный его создателями. Отреставрировано шесть залов площадью без малого триста метров: Греческая комната, Зал с деревянным камином, кабинеты графини Софьи Владимировны Строгановой... Реставраторы потрудились над интерьером Большого кабинета графа Сергея Григорьевича Строганова, где воссоздан наборный паркет и отреставрирован порфировый камин. В стадии завершения работы в вестибюле Растрелли.

В Инженерном замке журналистам впервые показали отреставрированный Парадный Георгиевский зал. Всего три года с момента открытия он блистал «мраморной» отделкой. После смерти Павла зал переделывался и терял архитектурное убранство: мраморные плиты, колонны, резные двери... В годы войны в эту часть замка попала бомба. Она разрушила перекрытия и повредила стену. Сегодня воссоздана мраморная облицовка стен, лепные вензеля и короны на фризе, двери, камины, зеркала...

Наблюдать год за годом постепенное возрождение былого великолепия исторических зданий – процесс захватывающе интересный. К невероятному преображению невозможно привыкнуть.

Самым сильным впечатлением стало посещение Мраморного дворца. Там близятся к завершению работы в зале, носящем то же имя, что и сам дворец. Этот зал с живописным плафоном середины XVIII столетия многие видели до реставрации. Зимний сад и цветник дворца – открытие для всех.

Первоначально на этом месте Висячий сад под открытым небом разбил Антонио Ринальди. Архитектор Брюллов, переделывавший интерьеры дворца к свадьбе великого князя Константина, превратил Висячий сад в Зимний. Он накрыл его потолком, а с южной стороны закрыл стеклянной стеной. В саду вокруг мраморного фонтана росли экзотические деревья, кустарники и цветы. В зелени стояли скульптуры, освещаемые стеклянными торшерами с золоченой бронзой.

В советское время декоративная отделка сада была утрачена, фонтан не сохранился, живопись и лепнину закрасили масляными красками. Реставрация длилась четыре года на средства Европейского банка реконструкции и развития. Специалисты фирмы «Артэксперт» отреставрировали то, что сохранилось, и воссоздали утраты. Это фонтан и четыре торшера из уранового стекла с золоченой бронзой, установлены скульптуры из собрания музея.