Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Балетная тетралогия Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра

Балетная тетралогия Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра

«Иное пространство слова…»: балетная тетралогия Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра 1-4 марта на сцене Александринского театра пройдет показ балетной тетралогии Бориса

«Иное пространство слова…»:
балетная тетралогия Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра

1-4 марта на сцене Александринского театра пройдет показ балетной тетралогии Бориса Эйфмана «Иное пространство слова…». В рамках уникального балетного фестиваля петербургские зрители увидят избранные спектакли знаменитого хореографа, поставленные по произведениям классиков отечественной литературы: «Анну Каренину» (1 марта), «Онегина» (2 марта), «Чайку» (3 марта, показ приурочен к 150-летию со дня рождения А. П. Чехова), «Братьев Карамазовых» (4 марта). Балет по мотивам романа Ф.М. Достоевского будет показан в новой редакции.

Впервые на одной театральной сцене представлены балетные версии ключевых произведений русской литературы. В своих постановках Борис Эйфман предпринял смелую и – по мнению самых авторитетных критиков – блистательную попытку перевода этических и метафизических изысканий великих русских писателей на страстный пластический язык современного психологического балета.

Петербургский исследователь Т.А. Боборыкина отмечает: «Уникальная лексика и концептуальные авторские трактовки Эйфмана – это прорыв в иное пространство слова, в ту запредельную область, где воплощается не сюжет, а бесконечность внутренних миров героев. По сути дела, сам человек для Эйфмана – это уже сюжет».

Премьера балета «Анна Каренина» состоялась 31 марта 2005 года. Спектакль удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»-2005 в номинации «Лучший балетный спектакль». Солист Театра балета под руководством Бориса Эйфмана, народный артист России Альберт Галичанин удостоен премии «Золотой софит»-2005 в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» (за роль Каренина). В 2006 г. солистка Театра, лауреат международных конкурсов Мария Абашова получила Национальную премию «Золотая Маска» за лучшую женскую роль в балете (роль Анны).

Льюис Сегал (балетный критик «Лос-Анджелес Таймс»): «"Анна Каренина", как никакой другой балет, продемонстрировала творческую дерзость Эйфмана, а, также, вновь подтвердила, что Санкт-Петербургский балет Эйфмана – это блестящая смесь чувственности, силы и отточенной русской техники».

Борис Эйфман: «Роман "Анна Каренина" всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автора психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе "Анна Каренина" есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений».

Премьера «Онегина» прошла 3 марта 2009 г. на сцене Александринского театра и стала одним из крупнейших событий современной художественной жизни. В этом году спектакль номинирован на Национальную премию «Золотая Маска» в трех категориях – лучшая балетная постановка, лучшая работа хореографа, лучшая мужская роль.
Наталья Корконосенко (газета «Россия»): «…Борис Эйфман сумел доказать мировому театральному сообществу: балет как инструмент психоанализа равен музыке и литературе. И продолжает переводить на язык танца сюжеты хрестоматийных бестселлеров, раскрывать на языке пластики духовные искания героев…».

Борис Эйфман: «Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня?».

Балет «Чайка» (премьера состоялась 12 января 2007 г., на сцене Александринского театра) хореограф посвятил 30-летию своего Театра. Этот спектакль является в определенной степени новаторским для уже устоявшегося авторского стиля Бориса Эйфмана. Спектакль синтезирует в себе накопленный за долгие годы творческий опыт и новые пластические решения, соединяя, казалось бы, несочетающиеся танцевальные стили - от неоклассики до хип-хопа.

В 2007 г. спектакль «Чайка» стал обладателем премии «Золотой софит» в трех номинациях: «Лучшая работа хореографа» (художественный руководитель Театра Борис Эйфман), «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» (солист Театра Дмитрий Фишер – роль Треплева), «Лучшая женская роль в балетном спектакле» (солистка Театра Мария Абашова – роль Заречной). В 2008 г. солист Театра Юрий Смекалов получил премию «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль в балете (роль Тригорина).

Роберт Джонсон (газета «Стар Леджер», США): «Как всегда, эйфмановская строгая, формальная дисциплина и его мощная дизайнерская способность расставлять актеров в пространстве, спасает балет от перегруженности деталями. Психологическая зависимость героев отражается в акробатических дуэтах, захватывающей дух сложности. Массовые кордебалетные сцены в «Чайке» имеют потрясающую энергетику, но и молодые солисты, Нина Змиевец, Дмитрий Фишер, Мария Абашова – великолепны».

Борис Эйфман: «Сохранив главные философские идеи, которыми наполнена чеховская «Чайка», мы перенесли действие из дачной усадьбы в балетный зал, в котором сталкиваются модный хореограф Тригорин и дерзкий новатор Треплев, а молодая танцовщица Заречная соперничает с прима-балериной Аркадиной. Проблематика идей о развитии искусства, о поиске новых форм, об истинных и мнимых ценностях, о любви и карьере с особой остротой нашли выражение в нашем спектакле».

Балет «Карамазовы» (премьера прошла 10 октября 1995 г.), несмотря на свою огромную популярность, в Петербурге идет очень редко. У поклонников Театра балета Бориса Эйфмана есть уникальная возможность вновь насладиться всемирно известной авторской интерпретацией романа Достоевского. «Карамазовы» не были для хореографа первой попыткой пластического переосмысления великих произведений литературы. Еще в 1980-е Борис Эйфман поставил такие балеты, как «Поединок» (по одноименному рассказу А. И. Куприна), «Идиот». «Мастер и Маргарита». Однако именно с «Карамазовых» начинается история создания представляемой сегодня тетралогии, которая открыла перед театральной общественностью воистину безграничные творческие перспективы, связанные с опытом балетной интерпретации литературных текстов .

В 1996 г. за спектакль «Карамазовы» Борис Эйфман был удостоен премии «Золотой софит» в номинации «Лучшая постановка балетмейстера». Солист Театра, заслуженный артист России Игорь Марков стал лауреатом «Золотого софита» в номинации «Лучшая мужская балетная партия» и обладателем «Золотой маски»-97 (роль Алексея Карамазова). Александр Генис на страницах издания «Новое русское слово» дал следующую оценку спектаклю: «Борис Эйфман прочел Достоевского конгениально. Переведя дух в тело своего балета, он остранил Достоевского, сделав его пригодным для сегодняшнего зрителя.»

Борис Эйфман: «Наше обращение к "Карамазовым" не случайно, потому что те идеи, которые мы пытались воплотить в каждой своей работе отдельно, теперь слились в один поток. Основная идея романа Достоевского - карамазовщина, идея наследственности в широком смысле слова. У нас у всех дурная российская наследственность, ведь карамазовщина - это то общество, в котором мы жили и продолжаем жить и по сей день».