Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Выставка «И Бог создал женщину…»

Выставка «И Бог создал женщину…»

26 марта 2010 г. в 16.00 в Государственном музее истории религии открывается выставка «И Бог создал женщину…». Экспозиция включает более 100 экспонатов – произведения

26 марта 2010 г. в 16.00 в Государственном музее истории религии открывается выставка «И Бог создал женщину…». Экспозиция включает более 100 экспонатов – произведения скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного (в том числе ювелирного) искусства, православные иконы и буддийские танки из фондов Музея, раскрывающие образ и роль женщины в религиях мира.

Женские божества занимают в истории религиозных представлений человечества значительное место. В архаичных верованиях центральным был образ Богини-матери – древнейшее воплощение божественного начала. Позднее женщины небесные, подобно женщинам земным, считались причастными к акту творения. Богини повелевали силами природы, плодородия и были тесно связаны с тайнами возрождения природы весной (рождения) и угасания ее осенью (смерти).

Разделы выставки представляют многочисленные образы женских божеств, представляющие разные религии мира. Образы, порой совмещающие в себе различные функции и ипостаси.
Великая мать (или госпожа-богиня) имела множество функций. Знаменитые фигурки палеолитических Венер, датируемые XXIV – XXII вв. до н.э., многие историки считают первыми изображениями богини-матери. Найденные в разных регионах Европы и Северо-Восточной Азии, эти фигурки имеют характерные черты – ярко выраженные брутальные женские формы, отсутствие лица и ног. Со временем образ Великой матери трансформировался в богинь-покровительниц материнства и плодородия (греческая Деметра, римская Церера), покровительниц благосостояния городов и целых государств (фригийская богиня Кибела), домашнего очага (даосская бессмертная Хэ-сяньгу). Скульптурные и графические изображения этих и других богинь представлены в первом разделе выставки.

Библейский сюжет о грехопадении и та роль, которую сыграла в нем Ева низверг с престола «Великую мать». Именно Ева отважилась сорвать плод с древа познания добра и зла. Знание привело к переоценке ценностей – и обесценило роль женщины. Новую трактовку женского образа иллюстрируют представленные на выставке иконы «Изгнание Адама и Евы из рая» (XVIII в.) и «Шестоднев» (XVII в.), гравюры «Изгнание из Эдема» (XIX в.) и «Прельщение от змея» (Р. Курятников, 1845), другие экспонаты.

Положение женщины все чаще сводится только к роли матери и жены. В разделе выставки, посвященном семье и браку, представлены уникальные экспонаты – статуэтки духов-покровителей семьи народов Приамурья и юга Западной Сибири, русские лубки, ювелирные украшения, иконы и картины с изображением Святого семейства, литографии знаменитого английского художника У. Хогарта (XVIII в.). Центральный женский образ в истории христианства – Марии, матери Иисуса Христа – на выставке представляют изображения Богоматери с младенцем, а также живописные полотна, иконы и скульптурные произведения, рассказывающие историю ее земной жизни.

Святые-покровительницы занимают важное место в большинстве мировых и национальных религий. Одноименный раздел выставки объединяет изображения христианских, индусских, буддийских святых и богинь - св. Марии Магдалины, св. Екатерины, св. Люсии, св. Женевьевы, св. Татьяны. св. Натальи, Ксении Юродивой, а также Зеленой Тары, Гуань-инь, Кришны и Радхи, Сарасвати и др.

В целом в ходе развития религиозных представлений человечества образ женщины не претерпел существенных изменений. Двойственность женской природы способствовала двоякой трактовке женских образов в религиях разных народов. С одной стороны «Она - сеть, и сердце ее силки, и руки ее оковы» (Екклез. 7.23), с другой – «Благословен плод чрева твоего» (Лк. 1.28).

В разделе выставки «Женщина – добродетель и порок» наиболее полно раскрывается тайна двойственности женской природы. Кто она – необузданное, исполненное порока исчадие ада или добродетельная хранительница семейного очага? Лубки с изображением Бабы Яги, аллегорические офорты Ф. Гойи из серии «Капричос» (1799) и литография У. Хогарта «Доверчивость, суеверие, фанатизм» (1762), а также гравюры с изображениями адского шабаша, шествия блудниц в ад, персонифицированных пороков показывают «темную сторону» женской природы. «Светлую сторону» - примеры высокого вдохновенного подвижничества, проиллюстрированы иконописными изображениями св. Марии Египетской (XVII в.), свв. Марфы и Марии (XIX в.) и другими экспонатами.