Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Собрать человека

Собрать человека

В Санкт-Петербургском институте психологического консультирования работает «Театр психологических импровизаций» (http://www.nvppl.ru/page_24.htm) – вид групповой психологической

В Санкт-Петербургском институте психологического консультирования работает «Театр психологических импровизаций» (http://www.nvppl.ru/page_24.htm) – вид групповой психологической практики, призванный, по словам создателя Театра Елены Федоренко, «расширить границы принятия мира и себя». Работа группы строится на преобразовании личной «истории» – в сценическую. Один из участников группы рассказывает какой-то сюжет из своей жизни, остальные участники мастерской инсценируют его с помощью психолога и режиссера-ассистента. На подготовку представления дается минимум времени.


– Елена, Театр Ваш работает не так давно. Можно ли говорить уже о каких-то результатах?

– Отзывы участников звучат примерно так: я очень многое понял о себе, перестал взрываться, стал менее импульсивным, я стал лучше осознавать, что внутри меня творится. Женщины говорят, что они стали существенно мягче, увидели близких – по-другому. Понятно, что я и сама нахожусь в постоянном процессе открытий того, как фантастически упакована наша психика. Это для меня тоже непросто. Выяснилось, что анализ произошедшего на сцене может продолжаться довольно долго, поэтому мы, вероятно, теперь будем собираться через несколько дней после очередной мастерской, чтобы дополнительно отрефлексировать увиденное и сделанное.

– Кто эти «мы»?

Это и молодые люди, и более старшего возраста, те, которым не все равно, что происходит в их жизни, кто еще не окончательно закостенел в мировоззрении «Всё плохо, все козлы». Это те, кто ищет свой способ смотреть на мир, свой способ жить. Как правило, это люди, оказавшиеся в личном тупике, когда нужно по-новому «позиционировать себя» в жизни – чтобы это приносило, грубо говоря, деньги и удовольствие, либо заново выстраивать отношения с близкими, когда всё уже попробованное перестало приносить плоды, а нового пока не видно. Понятно, что большинство зрителей и участников «Театра» – это женщины, как это и всегда бывает на психологических тренингах и консультациях. Мужчинам обычно подобные «тонкие материи» кажутся проявлением слабости, им трудно прикасаться к своему внутреннему миру, хотя это совершенно не означает, что у мужчин на это меньше на это запросов. Но самые смелые – к нам приходят.

Путь к себе

– Вы предлагаете: расскажи свою историю. А если у человека есть проблема, но нет законченной новеллы, которой он мог бы поделиться? Ведь иногда мучительно что-то рассказать…

– Не люблю слово «проблема». Оно, во-первых, истерто уже до невозможности. Во-вторых, людям трудно признаться, что у них именно проблемы – что я, дефектный, что ли? Пусть это будет обозначено словами «сюжеты», «ситуации», некие сложные «переживания»…. Да, всё то небольшое время, что существует Театр, люди выходили и делились скорее своими ощущениями, нежели законченными историями, и поэтому я буду менять формулировки. Не «расскажи свою историю», а расскажи о какой-то ситуации, что тебя гнетет, беспокоит, тревожит… И ведь можно поведать об этом, используя символы, образы, метафоры – за любым образом обнаруживаются смыслы. Я всегда спрашиваю гостя: тебе комфортнее работать в метафоре, ты хочешь соблюсти определенную степень безопасности, не обнажаться? Разумеется, я буду уважать чувства того, кто ко мне пришел, и, если надо, работать в этом слое.

– Зачем нужен театр, если есть возможность просто прийти на консультацию?

Консультация – тоже эффективный метод работы, но там мы ограничены пространством двоих: человека и консультанта. А в театре ты можешь попросить других участников «послужить» раскрытию твоего внутреннего мира – чрез замещение ими тех или иных твоих внутренних голосов, ощущений, чувств, т. е. «оживить» свои собственные…

Какие истории Вам как специалисту и просто как зрителю запомнились более всего?

Конечно, запоминаются вещи, похожие на тот болезненный паттерн, на трудность, с которой столкнулась ты сама, с которой полжизни разбиралась, когда оказываешься в ситуации, которую мы называем «перенос». Ну вот, скажем, девушка пришла с запросом: «Я не могу решить, оставаться с выбранным мужчиной или это не совсем то, что я ищу». Девушка яркая, неглупая, успешная, и уровень ее требований к мужчине очень высок и очень «патриархален». Мужчина должен быть круче, зарабатывать больше меня. А ведь понятно, что мужчина для такой женщины должен являть собой нечто другое, а именно мягкость, теплоту, душевность, иррациональность, это должен быть мужчина с сильной чувственной сферой. И женщине нужно осознать, наконец, что ею управляет традиционный миф об отношениях, какие-то социальные шаблоны, а ей необходимо осознать, что важны не критерии оценивания мужчин, а качество самих отношений. И для такой женщины это чаще всего отношения сердечного обмена, когда она учится сама душевно (а не практически) вкладываться в отношения и принимать от мужчины те чувства и ощущения, которые не может дать себе сама и быть благодарной за это...

Зона помощи

– Существует довольно много схожих, на внешний непрофессиональный взгляд, методик: так называемые «расстановки», Магический театр, психодрама – и эти методики вполне широко представлены в Институте психологического консультирования. В чем отличие Вашей программы?

– Мне кажется, во всех этих методах – безусловно, хорошо знакомых мне – акцент делается на доступе к новым переживаниям, к тому, чтобы открылась та часть радостей и страданий, которая в ином случае была бы недоступна. Мой замысел предполагает апелляцию к той части человека, которая постигает смысл происходящего. Разумеется, мы в Театре не пройдем мимо собственно переживаний, но для чего? Чтобы осознать: Боже мой, оказывается, за всем этим кроется вот такая моя потребность, вот такая моя способность и сила хочет выйти на поверхность, но она ущемлена и страдает. Это попытка постижения смыслов того, что с тобой происходит, осознание того, чей голос говорит внутри тебя. Но, будучи, табуирован, может прорываться каким-то непотребным способом. Понимая это, мы начинаем становиться ёмче, многограннее, мы теперь можем стоять самостоятельно, не опираясь на других, как на костыли. Наверное, в этом смысл и идея проекта.

Мы знаем, что в спорте, театральном искусстве, шоу-бизнесе, других публичных профессиях – руководитель (тренер, режиссер) зачастую должен действовать не просто жестко, а порой и грубо, «чтобы «разбудить» подопечных, встряхнуть их, добиться осознания и выполнения той или иной задачи. Вам приходилось идти на «нарушения конвенции»?

Что касается моего личного роста, то театр – это вызов моей способности быть не только сопереживающей, внимательно слушающей, но и искушающей, если это нужно для дела. Я могу – и должна – быть жесткой, а порой и провокативной. (Это не всегда легко для меня: всё же есть своя манера вести консультацию, беседу, которая сложилась годами.) Есть тот фокус внимания, который нужно держать всегда: интересы психики данного человека. Это означает – не самоутверждаться за счет другого, не оставлять человека «разобранным», – наоборот, если надо – «собрать» его, сопровождать его в том направлении, которое как мы видим, рождается из его души и он к этому почти готов. Вот это «почти» и есть зона нашей помощи.

–Понятно, что получают от Театра рассказчики историй, что Вы получаете как специалист. А что получают зрители?

– «Совсем зрители», те, кто пока не участвует в представлении ­– это потенциальные рассказчики, которые постепенно дозревают для того, чтобы поведать нам свою историю. И такие случае уже есть.

– Каков срок ожидания?

– Каждый раз по-разному. Есть те, кто готов почти сразу. А есть, например, один зритель, который ходит к нам с самого начала, но только смотрит. При этом я вижу, что его переполняют какие-то чувства. Мне кажется, еще два-три занятия – и он созреет.

– После того, как люди стали персонажами историй – они еще приходят?

– Да, кто-то приходит опять и открыт опять для нового опыта. Кто-то «исчезает» с горизонта – возможно, он получил на какое-то время достаточный для себя ресурс... А для кого-то такая «площадка» всё еще terra incognita...