Это уже стало традицией, что популярная петербургская певица Елена Ваенга дает весной сольный концерт «на бис» 14 апреля на сцене БКЗ «Октябрьский». Вот и в этот раз после серии зимних аншлагов в БКЗ звезда решила сделать дополнительный подарок своим поклонникам.
Елену Ваенгу специалисты и зрители называют феноменом петербургской эстрадной сцены, и с этим невозможно не согласиться. В свои тридцать с небольшим (Лена возраст не скрывает, наоборот – каждый свой день рождения в конце января отмечает на сцене Большого концертного зала «Октябрьский») она достигла больших высот, переписав «таблицу рекордов» петербургской эстрады, завоевав любовь огромного числа слушателей. Тем не менее не покидает ощущение, что у нее все еще впереди… Такой огромный потенциал у Ваенги как у певицы, композитора, актрисы, поэта!
Елена доказала, что по-настоящему талантливый артист может сформировать свою преданную аудиторию и без назойливой ТВ-раскрутки, которая обычно подпитывается большие деньгами, а не новыми идеями. За последние годы Ваенге удалось дать несколько десятков сольных аншлаговых концертов в БКЗ «Октябрьский» - концертном зале, который считается самым престижным в России. Ее творчество не оставляет людей равнодушными, хотя критики и зрители нередко спорят о ее песнях, ее вокальной манере, сценическом образе, об ее удивительной, нетипичной карьере. Одно бесспорно: песни Ваенги обладают удивительной способностью проникать в сердца и души, иногда «забираясь» в самые потаенные уголки. В людях разных возрастов, разного социального статуса они будят добрые чувства, ностальгические воспоминания о детстве, матери и отце, друзьях, рассказывают о маленьких и больших городах, о Родине, они учат высокой, пусть даже трагичной, любви.
- У вас много песен о любви. А что это слово значит для самой Елены Ваенги?
- Мне не редко задают вопрос, почему я так много песен пишу о мужчинах, которые плохо поступали с женщинами. И в частности с мной... Я хочу сделать признание. К сожалению, очень часто я сама поступала плохо с мужчинами. Так уж жизнь повернулась. И теперь за это прошу прощение. А любовь для меня – это когда ты любыми путями. какими только можно, доставляешь радость близкому человеку. Это не я сказала, но соглашусь: любить - это не забирать, а отдавать.
- Интересно, каким вы представляете своего слушателя?
- Я могу спеть свои песни и с симфоническим, и с военно-духовым оркестром. Мне это близко. Но еще я бывает ношу бандану, играю на гитаре, мне есть что сказать в роке! Я абсолютно уверена, что мой слушатель одинаково любит и симфоническую музыку, и романсы, и рок-н-ролл! Таких не зацикленных на музыке одного формата людей много. В зале я не раз видела бабушек в беленьких жабо, с красивыми брошками они слушали мою песню "Тайга" в стиле шансон с не меньшим интересом, чем романсы Вертинского!
- Как произошел ваш выход к зрителю? Ведь изначально ориентировались на иное амплуа – музыканта и педагога…
- Кардинальные изменения в жизни не происходят вдруг. Порой это только кажется: произошел резкий поворот. Но на самом деле человек незаметно для себя плавно подходил к этому рубежу. Вот и я не сразу вышла на эстраду. Сначала поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Римского-Корсакова по классу фортепиано, получила диплом педагога-концертмейстера. Еще до выхода на сцену написала много песен, нередко дома пела для себя. Никогда не думала не то что о карьере певицы – у меня и в мыслях не было занимать чье-то время, предлагая себя слушать… Получилось так, что окружающие люди стали меня буквально выталкивать на сцену. Им понравилось мое пение, и они хотели расширить аудиторию. Я нормальный человек: если нравится, то почему бы не попробовать? К тому же сказалось максималистское воспитание: люди хотят получить то, что есть, но я ведь могу дать им гораздо больше! Хотя бы потому, что помимо музыкального у меня есть еще одно высшее образование – я драматическая актриса, окончила курс Петра Сергеевича Вельяминова.
– Что дает эта вторая профессия?
– Меня научили разговаривать со зрителем! Благодаря этой выучке я могу выступать и в камерном зале, и в аудитории на 20 или 50 тысяч зрителей – через пять минут у меня с каждым будет полный контакт, и все меня услышат. Главное правило: если ты не отдаешь себя на сцене зрителю целиком, значит, ты ничего по-настоящему не хочешь сказать. Только полная самоотдача!
– Вы не только автор музыки почти всех исполняемых песен и романсов, но и стихов к ним. Что появляется сначала: музыка или стихи?
– Можно сказать, что музыка и поэзия идут параллельно. Тут у меня какой-то системы нет: в половине случаев вообще не могу объяснить, как родилась та или иная песня. Это просто приходит, а вся подготовительная работа идет на уровне подсознания. Меня иногда спрашивают: «Откуда такая красивая мелодия?». Это результат пятилетнего музыкального образования, когда были выучены почти все оперы, симфонии и другие классические произведения наизусть. Без начальной серьезной базы хорошие вещи не пишутся.
– Какое качество исполнителя вызывает у вас уважение, даже если в целом его творчества вы как слушатель не приемлете?
– Работоспособность. К примеру, как бы я ни относилась к Мадонне или к Борису Моисееву, но могу уважать их за это качество: пойдите и попробуйте сделать такое шоу! Хотя само понятие «шоу-бизнес» принято толковать несколько упрощенно. Ведь есть шоу, где люди работают до седьмого пота. Но есть и другая ситуация: когда безголосые девочки быстро записали в студии песню на дерьмовые слова и такую же музыку, потом вышли на сцену и изобразили пение. Где, скажите, заложен труд? Где образование и интеллект? Главная мысль – заработать денег. Такой подход я ненавижу! Мне неприятно, когда эти люди говорят: «Мы в искусстве, мы в музыке!». Нет, ребята, вы – в бизнесе. Есть продажа спиртного, сигарет, хлеба и, извините, презервативов, а есть и такая вот, с позволения сказать, музыкальная продукция.
– Думаю, не ошибусь, если скажу, что и свои первые деньги заработали на сцене?
– Вы правы – заработала их пением. Прекрасно помню, как получила свой первый гонорар: вышла, спела песню и получила деньги. Потом сразу же поехала на рынок и купила себе домашний телефон. Хватило!
– Бесплатно приходилось выступать?
– Конечно. Приходилось и приходится. Более того – это уже неотъемлемая традиция моей творческой жизни. Есть ситуации, когда разговор о деньгах попросту неуместен… Вообще, это сложный вопрос. Разве может идти речь о деньгах на выступлениях перед военнослужащими. Исключительно бесплатно пою на благотворительных концертах. Причем всегда делаю это с удовольствием.
– У вас несколько дисков. Отличается ли у вас одна и та же песня, спетая на разных концертах?
– Вы знаете, тут, как и в каждом повторяющемся спектакле, идея одна, а проживание разное. Спеть одну и ту же песню, все равно, что сказать слово «люблю», – одинаково не получается. Но зритель, грубо говоря, должен быть удовлетворен по полной программе. Он заплатил десять рублей и пришел послушать десять песен. Так вот я должна спеть двадцать песен, да так, как будто спела тридцать. И когда вижу, что человек доволен, –довольна еще больше. Как в «Мимино»: я тебя так довезу, что и тебе будет приятно…
– В отпуск удается уйти?
– Могу расценить вопрос как оскорбление! Отпуск – это страшно далекая вещь. Болезненная тема, потому что на отдых у меня времени не остается – я постоянно работаю. К примеру, у меня сегодня два концерта и репетиция с музыкантами. Загружен каждый день. Поэтому и называю себя «перпетуум мобиле» – нахожусь в вечном движении. Это привычное состояние. Но сцена дает главное: возможность постоянно творить, не сидеть на месте.