Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Из русской жизни XVIII – начала XX века

Из русской жизни XVIII – начала XX века

26 августа 2010 г. в залах Михайловского (Инженерного) замка открывается выставка «Из русской жизни XVIII – начала XX века». Более 150 произведений графики, скульптуры и

26 августа 2010 г. в залах Михайловского (Инженерного) замка открывается выставка «Из русской жизни XVIII – начала XX века».

Более 150 произведений графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея представляют давно забытые страницы из истории русского быта различных социальных слоев. Хронологически экспозиция охватывает период со второй половины XVIII в. до 1917 г.

Наряду с произведениями хорошо известных авторов, среди которых А.Венецианов, П.Федотов, В.Маковский, В.Серов, И.Репин, Б.Кустодиев, К.Малевич, на выставке представлены работы малоизвестных русских и иностранных художников.
Во второй половине XVIII века жанровые мотивы только зарождались в русском искусстве. Отечественные мастера обращались к ним крайне редко, создавая глубоко индивидуальные произведения, такие как уникальная серия акварелей И.Ерменева, изображающая нищих и крестьян, или рисунок М.Козловского «Российская баня». В это время окружающая действительность оказалась привлекательной, прежде всего для художников-иностранцев, посетивших Россию и заинтересовавшихся непривычным укладом жизни и обычаями. Многочисленные гравированные серии Ж.-Б. Лепренса, М.-Ф. Дамама-Демартре, Дж. Аткинсона, Х.-Г. Гейслера и других художников, содержавшие известную долю этнографизма, а, кроме того, и курьезных неточностей (происходивших от незнания реалий русской жизни), пользовались успехом, как в Европе, так и в России.

В первые десятилетия XIX века ситуация изменилась. Теперь уже рисунки русского художника, Е. Корнеева, послужили оригиналами для гравюр «Les Peuples de la Russie…» (Paris, 1812-1813). В Петербурге одна за другой выходили в свет гравированные, а затем литографированные серии (А..Орловского, А. Мартынова, альбомы А. Плюшара и других), посвященные жизни разносчиков и сценкам из крестьянской жизни. В 1817-1818 годах было опубликовано самое известное издание подобного рода – «Волшебный фонарь», вопрос, об авторстве которого до настоящего времени остается открытым. Его популярность оказалась столь велика, что вскоре оно было переиздано, а завод Гарднера выпустил серию фарфоровых фигурок, воспроизводящих эти изображения. Литографии А. Орловского 1820-х годов породили целую волну подражаний и повторений, как профессиональных, так и дилетантских, чем вызвали не просто интерес к бытовому жанру, а своего рода моду на жанровые изображения.

В 1830-1840-х годах расцвет переживала жанровая акварель, в которой наряду с литографированными сюитами, такими как «Вот наши! С натуры» И. Щедровского или «Русские народные сцены» Р. Жуковского наиболее ярко проявились основные мотивы и тенденции бытового жанра. По-прежнему графические произведения служили и оригиналами для росписей на фарфоре, для мелкой пластики.

Новым этапом в развитии бытового жанра в русском искусстве стало творчество П.Федотова. Возникли не только новые современные темы и герои, но и другой взгляд: взгляд художника, переставший быть отрешенно созерцательным - теперь в нем проявлялось то ироничное, то критическое отношение к изображенному событию.

Во второй половине XIX века круг задач жанровой графики стал иным. К этому времени она утратила свое приоритетное положение в русском искусстве, которым обладала почти на протяжении столетия. Бытовой жанр стал стремительно развиваться в живописи и в скульптуре, где были в основном сосредоточены новаторские поиски. Это подталкивало авторов оригинальной и печатной графики выявлять и демонстрировать только ей присущие свойства и особенности изобразительного языка. Одним из новых направлений явилась художественная хроника. Возросло число альманахов и различных иллюстрированных изданий, предназначенных для широкой публики. «Художественный листок» В.Тимма (1852-1861) стал просто летописью дореволюционной России. В рисунке и акварели сосредоточились главным образом творческие поиски художников связанные с фиксацией замыслов, натурных впечатлений. Станковые произведения, подобные жанровым рисункам И.Репина, теперь были явлением не столь частым. Художники перестали специализироваться только в бытовом жанре, как это нередко было раньше. Исключение среди значительных мастеров составил лишь В. Маковский.

В начале XX века к жанровым мотивам обращались многие художники, чье творчество не просто демонстрировало разные подходы, но и выявляло заложенное в самой природе жанра богатство смысловых возможностей. Они могли быть тесно взаимосвязаны с их живописными поисками, как у Б. Кустодиева и А. Юона, или прямо противоположны им как, например, у А.Яковлева. В жанровых произведениях проявилось умение ценить ускользающее мгновение повседневности, увидеть в повторяющемся ритме простых ежедневных занятий вневременное, почти эпическое значение. Быт в них порой перерастал в бытие. История становления и развития бытового жанра в русском искусстве на протяжении почти двух столетий - это во многом история открытия человеком значимости и эстетической ценности всех проявлений окружающей его действительности.