Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Laterna Magica с новой программой

Laterna Magica с новой программой

24 октября в Малом зале филармонии петербургский ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA исполнит новую программу «DEO GRACIAS, ANGLIA», посвященную британской светской и

24 октября в Малом зале филармонии петербургский ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA исполнит новую программу «DEO GRACIAS, ANGLIA», посвященную британской светской и литургической музыке XII-XV веков.

В ней ансамбль предпринимает не строго научное, но практическое исследование «английскости» английской средневековой музыки.

По словам руководителя ансамбля Ольги Комок: «Средние века в Британии – уникальный музыкальный мир. Актуальные идеи, технологии, инструменты, формы всегда свободно циркулировали между островом и континентом, невзирая на политические конфликты, кровавые войны и чумные карантины. Вот и получается: «английскость» английской музыки – поныне тема для ожесточенных дискуссий и многочисленных научных исследований. Есть ли он, национальный вкус, в английской музыке – от средневековья до наших дней? Для ансамбля средневековой музыки Laterna Magica вопрос ясен – но ясен и ответ. Англичане, шотландцы, валлийцы взяли все лучшее с континента и переварили по-своему. Точно так же Beatles много веков спустя использовали черный блюз Америки и изобрели рок-н-ролл.

Вот, например, латинская секвенция Planctus ante nescia - паралитургическая поэма, призывающая слушателя покаяться в грехах и припасть к стопам Девы Марии в поисках утешения. Опус написан монахом Годфруа из знаменитого французского монастыря Св. Виктора в конце XII века. В позднейшем переложении на староанглийский язык (Ar ne kyth ich sorghe non) секвенция обретает особый фонетический вкус - терпкий, шероховатый староанглийский язык любую музыку превращает в битву шипящих звуков. Весьма оригинальную, кстати.

Вот классический британский жанр рождественских песнопений «кэрол»: в них многомудрая европейская полифония звучит чуть ли не как как английская народная музыка – и в скромном XII, и в изысканном XV веке. В мотете Excelsus in numine Benedictus Dominus англичане дают волю своей любви к музыкально-поэтическим играм – два вокальных голоса с разными словами (как и положено в мотете, изобретенном в парижском монастыре Notre-Dame веком ранее) не просто подражают друг другу, но перебрасываются рифмами.

Наконец, знаменитый гимн Gabriel fram heven King из Дублинского тропаря, инструментальные дукции конца XIII века и гимн Св. Магнусу окончательно убеждают: честь открытия терции как консонанса, то есть как вполне «сладкого» для уха созвучия, которое в Европе не признавали до начала XV столетия (но которое затем легло в основу всей западноевропейской музыки вплоть до наших дней) принадлежит именно англичанам».

Laterna Magica - это петербургский ансамбль, исполняющий европейскую музыку средних веков и возрождения. Ансамбль сочетает звучание аутентичных инструментов и стремление к исторически достоверному прочтению старых текстов с экспериментами в интерпретации. В основе совместной работы коллектива - два условия: исполнительская свобода как следствие многообразного опыта участников ансамбля (в области классической, барочной, джазовой, народной и рок-музыки), а также самоограничение как результат острого чувства стиля.

Неакадемические голоса привносят в звучание ансамбля особую экспрессивность.

Со времени основания (1998) ансамбль участвовал в ряде Международных фестивалей старинной музыки, обучался на мастер-классах ведущих европейских исполнителей средневековой музыки, выступал на фестивалях классической, современной и джазовой музыки, гастролировал в Беларуси, Польше, на Украине и в США.

Исполнители: Тарас Драк – вокал, арабская лютня, средневековая лютня, фидель, тар; Александр Горбунов – фидель, псалтериум; Екатерина Бонфельд – вокал, средневековые флейты, пайп-и-табор; Ольга Комок – вокал, портативный орган, колесная лира; Андрес Измайлов – вокал, романская арфа; Всеволод Садовый – пайп-и-табор, перкуссия.