23 января программа абонементного цикла «Концерты с сюжетом» называется «Моцарт и Сальери», в ней прозвучат Реквием САЛЬЕРИ и опера «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, написанная на сюжет одноименной маленькой трагедии А.С.Пушкина.
Заслуженным коллективом России оркестром петербургской филармонии будет управлять Аркадий ШТЕЙНЛУХТ. Солисты: Наталия МИРОНОВА (сопрано), Галина СИДОРЕНКО (меццо-сопрано), Максим ПАСТЕР (тенор) и Петр МИГУНОВ (бас). Рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.
О чем повествует «маленькая трагедия» Пушкина «Моцарт и Сальери»? Наверняка не об убийстве в его буквальном смысле. Первоначально Пушкин хотел назвать свою драму коротко и сильно «Зависть». Но кто кому в действительности мог завидовать? Сальери по меркам своего времени был более успешным музыкантом нежели Моцарт. оперы Сальери встречали овацией, в то время как оперы Моцарта проваливались на сцене; и в светском мире, и с точки зрения влияния, и в материальном смысле Моцарту до Сальери было далеко. Наградой Моцарту служила сама музыка — и в этом упоении искусством, в опьянении собственным гением, столь непостижимо точно переданным в тексте Пушкина, черпал Моцарт жизненность своей музыки.
Самая лаконичная из опер Н.А.Римского-Корсакова, опера «Моцарт и Сальери» была создана в 1897 году, в период, когда автор много писал для голоса и был увлечен идеей создания длинных мелодических линий. Очевидным предшественником «Моцарту и Сальери» был «Каменный гость» Даргомыжского с его психологизмом. Неподражаемым исполнителем партии Сальери стал великий Ф. Шаляпин, выступивший на премьере этой оперы в ноябре 1898 года на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова).