«Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Магритта»
11 июня – 14 июля 2011
Проект InArtis и культурный центр Лофт Проект ЭТАЖИ при поддержке Министерства культуры РФ, Open Alliance, бренда SENSEIT и московского государственного музея «Дом Бурганова» и L-WINE, образовательного проекта ГК «ЛУДИНГ», представляют выставку «Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Магритта». В экспозиции будет представлена авторская тиражная графика таких ярчайших представителей сюрреализма как Рене Магритт, Сальвадор Дали, Роберто Матта, Ханс Руди Гигер и др., а также графика и скульптуры Александра Бурганова, использующего в своем творчестве сюрреалистическую эстетику. Все представленные на выставке работы из европейских и американских частных коллекций.
Выставка, инициированная проектом InArtis, призвана показать развитие изобразительной составляющей сюрреализма. Большинство представителей сюрреализма занялись графикой ближе к 1960-м годам, именно к этому периоду и относится большинство работ, представленных в экспозиции. Тем не менее, есть и работы, относящиеся к раннему периоду сюрреализма. Например, роман-коллаж Макса Эрнста «Неделя доброты», первая глава из которого представлена в экспозиции. Графические произведения, экспонируемые на выставке, показывают зрителю не только различные по своей стилистике работы признанных мастеров, но и позволяют проследить эволюцию сюрреализма. В частности, на выставке представлена гравюра «Манекен» Джорджо де Кирико. Его ранние работы оказали существенное влияние на формирование сюрреализма и на творчество таких его представителей, как Макс Эрнст и Сальвадор Дали, причем Дали считал де Кирико одним из своих любимых художников.
Ядром выставки является ретроспектива графики Рене Магритта. В России работы Магритта экспонируются крайне редко, при этом за всю свою жизнь художник создал только 20 графических произведений, 12 из которых будут представлены на выставке.
«Сюрреализм упразднил футуристическую веру в прогресс, ибо во сне нет прошлого, настоящего и будущего и время течет нелинейно. Вернул аллегорические и мифологические сюжеты – потому что сон работает по принципу аллегории, а подсознание, как показал Фрейд, возвращается к сюжетам античных мифов… До наших дней сюрреализм дожил, научившись отрываться от привычных форматов, техник, «носителей» и даже видов искусств, прорастя в кино, моду, дизайн, массовую культуру.» Ирина Кулик, арт-критик.