Интересное
Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

80-летний юбилей народного артиста РФ Георгия Штиля

80-летний юбилей народного артиста РФ Георгия Штиля

4 марта 2012 года Георгий Антонович вошел в блистательный актерский ансамбль товстоноговского театра в 1961 году, предъявив уже в первых работах высокую профессиональную оснащенность, умение

4 марта 2012 года

Георгий Антонович вошел в блистательный актерский ансамбль товстоноговского театра в 1961 году, предъявив уже в первых работах высокую профессиональную оснащенность, умение тонко прочувствовать стиль автора, способность осмыслить замысел режиссера и стать равноправным участником творческого процесса. Его яркий талант острого комедийного актера, темперамент, пластичность, музыкальность, вокальные данные позволили артисту играть в спектаклях разных жанров.

За годы службы в БДТ им были сыграны такие блистательные роли, как Роде в «Трех сестрах» А.П. Чехова, Добчинский в гоголевском «Ревизоре», конюх Васька в «Истории лошади», Джо в «Пиквикском клубе» Ч. Диккенса, Прока в «Скорбящих родственниках» Б. Нушича. И в каждой из этих работ комедийность созданного характера непременно дополнялась лирическими мотивами, обнаруженными актером в судьбах персонажей.

Репутацию Г.А. Штиля как непревзойденного комика еще раз подтвердила роль старого слуги Фабиана из шекспировской «Двенадцатой ночи» (2003), созданная в последние годы. Г.А. Штиль заразителен, темпераментен, находчив, наблюдателен, азартен, но, как и великий Чаплин в лучших своих ролях, когда зритель плачет от смеха, сам – воплощенная невозмутимость. Его Бондырев из комедии А.Н. Островского и П.М. Невежина «Блажь!» (2007) – традиционный для комедий Островского муж своей жены-командирши. Она призывает его, предъявляя как родовой герб, чтобы доказать свой личный статус – благополучной во всех отношениях дамы. Но, кто знает, оказавшись вне поля зрения метких соседских глаз, может, именно ему она открывает потаенные уголки своей командирской души, а он – мягкий и лишенный тщеславия – живет ее неуемной кипучей энергией, которой не обладает сам.

Г.А.Штиль – артист, сформировавшийся в психологическом театре, диктующем свои законы сценического поведения. Но ему по силам существование и в иных предлагаемых обстоятельствах. И спектакли последних лет показали, что художественный потенциал этого мастера эпизода далеко не исчерпывается свойствами комической маски, что творческие возможности артиста значительно шире сложившегося привычного представления о нем.

Его старшина Аким Агафонович Шпатор в спектакле «Веселый солдат» (2005) готов был пойти под трибунал за молодых солдатиков, совсем желторотых юнцов, что без обмундирования и провианта проводили свои первые дни на войне. «Шпатор, моя фамилия», - отвечал герой Г.А. Штиля на вопрос особиста, желавшего узнать о том, кто сбежал за харчем из части без разрешения. А именно с его молчаливого согласия и был нарушен воинский устав. Но не мог этот добрый и смелый старик один спасти этих пацанов и самоотверженно нес ответственность за каждую жизнь и каждую смерть.

Его Митрич в толстовской драме «Власть тьмы» (2006) – земной, живущий простыми истинами человек. Для него угрызения совести, терзающие Никиту, нечто противное существующему в его сознании миропорядку. Не надо скрывать свой грех от людей, проповедует Митрич, страшнее держать его в себе, потому как тогда человек погибнет, окончательно утратив себя…

Его адмирал Сидония в шиллеровском «Дон Карлосе» (2009) – герой на поле брани, а лицом к лицу с интригами двора – растерянный старик. Эту двойственность, надлом цельной натуры артист передает сдержанно и в то же время совершенно убедительно. Так что старого вояку становится искренне жаль.

Сфера творческих интересов Г.А. Штиля, несмотря на его абсолютную верность БДТ им. Г.А. Товстоногова, распространяется и за пределы родного театра. Г.А. Штиль – любимец не только театральной публики. Сегодня на его счету около 200 ролей в кино и телефильмах (снимается с 1960 года)! Он принимает участие в творческих проектах на радио, выступает на эстраде. И не удивительно, что в 2004 за выдающийся вклад в развитие театрального искусства истинно народный артист был награжден медалью Пушкина, а в 2009 году – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

28 февраля Г.А. Штиль выйдет на сцене ДК им. Горького в одном из последних спектаклей – комедии «Блажь!» по пьесе А.Н. Островского и П.М. Невежина.

А 11 марта в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича состоится праздничный вечер в его честь, инициированный БДТ им. Г.А. Товстоногова и давним партнером театра Ленинградским оптико-механичеким объединением (ЛОМО). В вечере примут участие артисты БДТ, коллеги и друзья артиста.