Интересное
Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

"Страсти по Матфею" митрополита Илариона (Алфеева) в Капелле

"Страсти по Матфею" митрополита Илариона (Алфеева) в Капелле

12 мая в Капелле в Санкт-Петербурга в исполнении солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы прозвучит произведение митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Дирижер -

12 мая в Капелле в Санкт-Петербурга в исполнении солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы прозвучит произведение митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Дирижер - Народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко. Концерт состоится в рамках XXI Пасхального фестиваля.

«Страсти по Матфею» впервые прозвучали 27 марта 2007 года в Москве в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II в Большом Зале Консерватории в исполнении Хора Государственной Третьяковской Галереи и Большого Симфонического Оркестра им. П.И.Чайковского под управлением Народного артиста СССР Владимира Федосеева. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда хоровых и оркестровых коллективов.

Вот что пишет о «Страстях по Матфею» сам митрополит Иларион:

«В своем сочинении я опирался на музыкальное видение баховской эпохи: именно потому я назвал свое сочинение «Страстями по Матфею» - чтобы не возникало вопросов, на кого я ориентируюсь… Музыка Баха для меня - ориентир, эталон, потому и отдельные баховские интонации естественно вплетаются в музыкальную ткань моего сочинения. Но старую форму «Страстей», восходящую к до-баховской эпохе (вспомним замечательные «Пассионы» Шютца), я наполнил новым содержанием.

Оригинальность этого сочинения заключается, во-первых, в его христоцентричности. В русской светской музыкальной традиции вплоть до последней четверти XX века не было произведений, посвященных жизни, страданиям, смерти и воскресению Христа. Евангелие не воспринималось нашими светскими композиторами как достойный сюжет для музыкального творчества. Русские оперы и оратории писались на исторические или романтические сюжеты, религиозный элемент в них не был центральным. Я же в своем сочинении опирался на евангельский сюжет и на богослужебные тексты, которые, опять же, лишь в редких случаях использовались в нашей светской музыке. Структура моего сочинения напоминает структуру Последования Страстей Христовых, совершаемого в канун Великой пятницы. Это богослужение иногда называют Службой двенадцати Евангелий, потому что евангельские отрывки в ней перемежаются с тропарями, стихирами и канонами, содержащими богословский комментарий к евангельскому тексту. Таким же комментарием к евангельской истории Страстей Христовых является моя музыка.

Во-вторых, «Страсти по Матфею» - первое музыкальное сочинение, написанное для концертной сцены, но основанное на традициях русской церковной музыки. В XIX-XX веках существовал водораздел между музыкой для богослужебного употребления, и музыкой светской, концертной. Первая звучала почти исключительно в храмах, вторая - в концертных залах и театрах. Мне же хотелось создать некий синтез этих двух традиций, преодолеть искусственный водораздел между ними. Мне хотелось, чтобы люди, которые не ходят в церковь регулярно, смогли пережить те же чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужениях Страстной седмицы. Для меня «Страсти по Матфею» - не только музыкальный, но еще и миссионерский проект. Я хотел, чтобы, услышав эту музыку, люди потянулись в церковь.

В-третьих, в качестве либретто я использовал богослужебные тексты, которые я сам выбирал, иногда адаптируя их или сокращая для того, чтобы они легче ложились на музыку. Моей задачей было написать серию музыкальных фресок, которые в совокупности составляли бы цельную иконографическую композицию, посвященную Страстям Христовым. Если иконы и фрески - это умозрение в красках, то мне хотелось создать умозрение в музыке, то есть такую музыку, которая была бы наполнена церковным, богословским содержанием».


Митрополит Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев; род. 24 июля 1966) - митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия, член Патриаршего совета по культуре. Митрополит Иларион - богослов, церковный историк, композитор, автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

В 1984 году, по окончании школы, он поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. Учился в классе А.А.Николаева. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. В том же году рукоположен во иеромонаха. В 1989 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1991 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а в 1993 году - аспирантуру МДА. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. Автор более 600 публикаций по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года вступил в должность секретаря по межхристианским связям. В 2002 году рукоположен во епископа. В 2003 году назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией. В 2009 году решением Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом «епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси», и возведен в сан архиепископа. В 2010 году архиепископ Иларион был возведен в сан митрополита.

В 2006-2007 годах епископ Иларион вернулся к активной композиторской деятельности, написав «Божественную Литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.