Интересное
Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Психолог Анетта Орлова: мой читатель родом из СССР

Психолог Анетта Орлова: мой читатель родом из СССР

Очередной Санкт-Петербургский международный книжный салон, что прошел в конце апреля в выставочном комплексе «Ленэкспо», стал отличной иллюстраций главного тренда отечественного книгоиздания

Очередной Санкт-Петербургский международный книжный салон, что прошел в конце апреля в выставочном комплексе «Ленэкспо», стал отличной иллюстраций главного тренда отечественного книгоиздания последних лет: продается не воображение, а опыт. Литературных «звезд» было немного (да и те в основном местного разлива), зато издательства довольно активно представляли творчество тех, кто заработал символический капитал в других сферах интеллектуальной и духовной деятельности: публика жадно внимала телеведущим, художникам, историкам, астрологам, наконец. Не затерялась в этой компании известный московский психолог Анетта Орлова, представлявшая сразу три свои книги…

- Анетта, практически одновременно у Вас в издательстве «Альпина Паблишер» вышел бизнес-учебник «Женщина в красивом бизнесе» – о том, как преуспеть в индустрии красоты, а в «Эксмо» – книги по популярной психологии: «В борьбе за настоящих мужчин. Страхи настоящих женщин» и «Страхи настоящих мужчин, которые должна знать каждая женщина»…

- Это совпадение абсолютно случайно, и никак специально я выход этих разных книг – по психологии и по бизнесу – не синхронизировала. Я начинала свою карьеру в индустрии красоты, и на основании собственного опыта написала книгу вместе с экспертом в этой области Валентиной Мовилло. Сама книга вышла почти четыре года назад, то, что напечатано сейчас – это переиздание. Всё больше женщин сегодня – и часто весьма успешно – пытается попробовать себя в предпринимательстве, открывая салоны-красоты, фитнес-клубы и проч., так что книга пользуется спросом, хотя я и не прикладываю никаких специальных усилий для её продвижения. Так вышло, что книги, выходящие в «Эксмо» – на сегодня главный, основной мой проект, связанный с делом моей жизни, с изучением отношений мужчины и женщины. Сейчас в этой серии мы готовим третью книгу,­ не могу пока сообщить ее точное название, мы еще не определились. Ее тема - о чём в действительности мечтает мужчина, или как стать женщиной мечты.

- Вам писать тяжело?

­– Для меня важно, чтобы одна книга не повторяла другую, чтобы то, что я делаю, не превращалось в штамповку, в бездушный конвейер. Поэтому пишу я медленно, как можно тщательнее. Я рассказываю – не называя, естественно, имен – реальные истории. У меня довольно богатая практика как у психолога, большой опыт, но работая над книгой, я тщательно изучаю труды ведущих специалистов в области психологии и социологии. Не может быть хорошей книги без обращений к предшественникам. Этому, в частности, меня учили Сергей Тихонович Агарков, Игорь Семенович Кон, Михаил Карпович Башаратьян, Александр Викторович Черников, Федор Ефимович Василюк, Екатерина Львовна Михайлова, Наталья Георгиевна Гаранян. Сейчас мы наблюдаем на отечественном рынке экспансию западных книг по психологии, но наши-то исследования, ничем не хуже. Зачастую они более глубокие, более фундаментальные и проработанные, просто они менее ориентированы на массовую аудиторию, которой понятно, что говорит автор. В своих книгах я и пытаюсь, помимо всего прочего, адаптировать достижения великих умов отечественной психологии – к потребностям широкого читателя. Например, мне безумно нравится, как пишет ваш земляк врач-сексолог Лев Моисеевич Щеглов, также с огромным удовольствием читаю книги Екатерины Михайловой, замечательного специалиста по психодраме. В работе над книгами мне очень помогает журналистка Анна Беляева.

– Широко известен ответ композитора Игоря Стравинского на вопрос «Для кого вы пишете?» – «Для себя и для гипотетического alter ego». Для кого пишете вы?

– Наверное, для тех, кто любит узнавать что-то новое, в том числе о себе. Для тех женщин, которые часто становятся кузнецами своего несчастья, для мужчин, которые потеряли веру в себя, потому что всюду им кричат: если у тебя нет Porsche, ты никто. Полагаю, что мой читатель – это тот, кто вырос в советские времена, это не поколение айпэдов и айфонов, это тот, кто устал от этой безобразной гонки последних двадцати лет. Так что совсем уж молодые вряд ли что-то будут искать в этих книгах.

- Что было импульсом к их написанию?

– Я из тех психологов, кто пришел в профессию решать собственные проблемы. Я по своему внутреннему устройству очень тревожный человек. Многие мои предки по армянской линии погибли во время геноцида, а такая семейная история приводит к тому, что у потомков формируется семейная тревога, передающаяся из поколения в поколение. Я смогла с ней справиться. И написание книг было для меня, в том числе, и внутренней потребностью избавиться от собственных страхов. Поэтому, хочется надеяться, они и получились содержательными.

- О каких страхах вы пишете в книге «Женщина в красивом бизнесе»?

- Ну, наверное, только о страхе прогореть (смеется). Это не книга по психологии, это строго функциональное пособие по бизнесу, так что ответы на вопросы «как и зачем жить» вы там вряд ли найдете.

- Можно ли сказать, что ваша цель – избавить вашего читателя от всех и всяческих страхов, сделать его абсолютным храбрецом?

- Не совсем так. Совсем уж бесстрашный человек – это, скажем так, не очень здоровый человек. Страхи нужны каждому, поскольку они выполняют защитную функцию. Но также нужно уметь с ними жить, знать про них, договариваться с ними, если угодно. Ведь сегодня говорить о своих страхах не принято, признаваться в них – тем более, особенно у мужчин. И часто люди из-за этого не могут быть счастливы. Допустим, мужчина и женщина нравятся друг другу: но у него страх отказа, а у нее страх показаться слишком доступной. И получается все как в песне Максима Леонидова: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я».

- Чего еще боится современный человек?

Многие боятся быть добрыми. Полки магазинов забиты книгами с названиями вроде «Как быть стервой», «Как соблазнить…», «Как управлять…». Мне это не нравится. Если хоть одна читательница, прочтя мою книгу, решит для себя, что доброй женщиной быть лучше, чем стервой, я буду считать свою задачу выполненной. Сегодня доброта, правда, является эксклюзивом. Мужчины устали от женской стервозности и хотят видеть в глазах женщины желание быть рядом, поддерживать, дарить свою заботу.

- Среди ваших клиентов много известных людей, публичных персон, которые кажутся на экране ТВ вполне благополучными людьми. Что их беспокоит, тревожит, мучает?

- Я никогда не назову их имен, я не приглашаю их на презентации своих книг. Это, в принципе, не мой стиль. Но о проблемах этих людей, конечно, говорю и в книгах, и в своих выступлениях в СМИ, это очень важно. У многих наших celebrities проблемы в отношениях с детьми, страх одиночества, страх потери популярности, нарциссизм, который, в общем-то, свойственен каждому человеку, стремящемуся к известности, но у «звезд» он нередко приобретает уродливые формы.

- Вы можете как психолог сказать, какие проблемы нашей страны связаны с проблемами тех, кто руководит ею? Как фобии, мании отдельно взятого руководителя сказываются на жизни государства?

- Мы все очень критичны по отношению и к другому, и к себе, такова наша национальная особенность. Кроме того, мы все привыкли ограничивать себя какими-то рамками, очень строго соответствовать стандартам, часто утвержденным довольно давно – и не нами. Мы боимся быть внутренне свободными, боимся отступить от каких-то догм – этого боятся даже люди, обладающие вроде бы очень серьезными возможностями и почти безграничной властью. Наши руководители, что бы там ни говорили – это плоть от плоти народа, и понятно, что наши психологические черты – это и их особенности, и наоборот.

Вопросы: Сергей Князев