20 июня концерт фестиваля «Музыкальная коллекция» посвящен Пятидесятилетию Камерного оркестра Заслуженного Коллектива России академического симфонического оркестра петербургской филармонии. Под управлением постоянного дирижера этого коллектива — немецкого маэстро Лео КРЕМЕРА прозвучат «Страсти по Матфею» И.С.БАХА. В концерте принимают участие: петербургский Камерный хор и Хор мальчиков Санкт-Петербурга, сопрано Фелицитас ФУКС (Германия), Сюзанна ШЕФФЕР (меццо-сопрано, Германия), тенора Борис СТЕПАНОВ и Александр ТИМЧЕНКО, Патрик ПОБЕШИН (баритон, Германия) и Петр МИГУНОВ (бас).
КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ЗКР был создан в 1962 году по инициативе артистов филармонического оркестра, энтузиастов камерного музицирования. Первым руководителем коллектива стал скрипач Лазарь Гозман. Ныне оркестром руководит немецкий дирижер Лео Кремер. Оркестр выступал под руководством виднейших музыкантов – Д.Ойстраха, Г.Рождественского, Р.Щедрина, О.Тактакишвили… Гастролировал в странах Европы и в Японии. Его творческими партнерами были знаменитые солисты: Д.Ойстрах, М.Вайман, Б.Гутников, Д.Шафран, Э.Гилельс, Э.Вирсаладзе, З.Долуханова, Е.Образцова, Е.Нестеренко… В репертуаре Камерного оркестра ЗКР музыка ХVII-XVIII веков, а также сочинения современных отечественных, в том числе петербургских, и зарубежных композиторов. В исполнении этого оркестра впервые в Ленинграде прозвучала Четырнадцатая симфония Д.Шостаковича. В активе коллектива свыше пятидесяти записей на грампластинки и CD.
Баховские «Страсти по Матфею» - одно из величайших произведений мировой музыкальной культуры, написанное по мотивам Евангелия от Матфея. В апреле 1829 года зал Певческой капеллы Берлина стал свидетелем знаменательного события: под управлением двадцатилетнего Феликса Мендельсона-Бартольди прозвучали «Страсти по Матфею» И.-С.Баха, созданные веком ранее, но практически с тех пор не исполнявшиеся. В отличие от инструментальной баховской музыки, исполнявшейся относительно регулярно, самый масштабный из вокальных шедевров великого лейпцигского кантора предстал перед изумленной публикой впервые после длительного перерыва.Текст этого сочинения принадлежит Пикандеру (псевдоним поэта Христиана Фидриха Хенрици), однако, судя по всему, сам Бах составил план всего произведения до малейших подробностей, а Пикандер работал под его непосредственным руководством.
Напомним, что жанр страстей (пассионов) в обиходе католического богослужения появился еще в IV веке. Он связан с традицией чтения в церкви глав из Евангелия, повествующих о последних днях жизни Иисуса Христа, на страстной неделе. До наших дней дошли полные партитуры пассионов Баха — «Страсти по Матфею» (1728) и «Страсти по Иоанну» (1724).
Сюжет «Страстей» охватывает события последних трех суток жизни Христа — тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение.
Страсти по Матфею Баха в Большом зале филармонии
20 июня концерт фестиваля «Музыкальная коллекция» посвящен Пятидесятилетию Камерного оркестра Заслуженного Коллектива России академического симфонического оркестра петербургской
6 июня 2012 13:01