20 июня заслуженный артист России Анатолий Худолеев отметит 30-летие творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, а 11 июля артисту исполнится 70 лет.
6 июля артист исполнит одну из главных ролей в спектакле «Бульварная история» А.Николаи.
Анатолий Худолеев переехал в Ленинград из Киева, где работал его в знаменитом театре им. Леси Украинки, и поступил в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской в 1976 г. За 30 лет работы в нашем театре он проявил себя актером широкого амплуа. Особенно примечательными и запоминающимися были его острохарактерные роли. Запомнился он в спектаклях «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по роману Я. Гашека, «Самый правдивый» Г. Горина, «Обвинительное заключение» Н. Думбадзе, «Игрок» Достоевского, «Яма» В. Вербина, «Буря» В. Шекспира.
А.Г. Худолеев – из тех актеров, кто слышит и легко настраивается на тональность режиссера, будь то Р. Агамирзян или В. Пази, А. Морфов или В. Гришко.
Немногословная, внешне скупая манера работы артиста над ролью всегда преподносит неожиданные повороты и открытия. Анатолий Григорьевич выращивает роль легко, помогая режиссеру художественно воплотить его замысел на сцене. Актерская сосредоточенность, суховатая графичность стиля по-разному проявлялись в «Диктатуре совести» М. Шатрова (роль Желябова), в «Кобыле с колокольчиком» И. Друцэ (участковый), в знаменитой «Колыме» И. Дворецкого (Петров).
Однако внешняя сдержанность отнюдь не обкрадывает актерскую индивидуальность, склонную к импровизации, и это редкость. Создание плотных, объемных сценических образов в координатах гротеска всякий раз добавляет целостности спектакля неповторимый воздух. Так, в «Чичикове» по пьесе М. Булгакова предложенный артистом рисунок роли Собакевича заставил говорить о новизне прочтения хрестоматийного образа. По-прежнему с успехом идет на сцене трогательная «Бульварная история», где Анатолий Худолеев, по-мужски сдержанно и драматично исполняя роль Либеро, нежно и иронично относится к своему герою. Тут и лиризм, и поэзия, и юмор.
В одной из последних премьер театра - «Невольницы» А.Островского» - артист сыграл роль Евдокима Егорыча Стырова (очень богатый человек, лет за 50). Сыграл неожиданно и современно, позволив узнать в своем герое сегодняшних немолодых бизнесменов. Высокий и подтянутый, с острым взглядом, быстрым умом и профессиональным цинизмом, его герой вдруг сталкивается с проблемой живого человека. Удачно совершив «сделку», он понимает, что приобретение в виде молодой жены может обернуться опасностью, потому что, оказывается, Евдоким Егорыч…влюбился. Анатолий Худолеев ведет свою «партию» сдержанно и скупо, лишь намекая на ростки пробудившегося чувства. Поступки такого мужчины – не в словах, а в действиях, поэтому он по-деловому разговаривает с женой, обсуждая границы ее свободы и его прав. И лишь в финале, когда жена совершит выбор, его герой неожиданно распахнет руки, впервые широко улыбнется и затребует шампанского…
* * *
Из интервью с Анатолием Худолеевым (записала Людмила Сродникова, журнал «Зрительный ряд»)
Актерской профессии я учился в театральной студии при Куйбышевском драмтеатре им. Горького. Я из обыкновенной рабочей семьи, где никто не имел отношения к театру, но еще в школе для себя внутренне определился: хочу работать только в театре! Занимался во Дворце пионеров на кукольном отделении и в школьном драмкружке, играли мы и Чехова, и Фонвизина. В 1960 году сдал экзамены в студию, и уже через полгода стоял стражником, потом получил эпизод, а к концу первого года занятий меня заняли в спектакле «В поисках радости». Мое студенчество совместилось с практикой! Мы дневали-ночевали в театре. Это было лучшее время в моей жизни! Каждую свободную минуту мы посвящали театру, смотрели всех гастролеров, слушали музыкантов в филармонии, учились всюду. Помимо реальной практики это было еще и раннее вхождение в жизнь театра, понимание всей ее сложности и особенности. Ведь после института дипломник приходит в театр как новичок, а здесь педагоги с нами и работали сколько требовалось, и проводили массу времени. Повезло еще и в том, что тогда театром руководил Петр Львович Монастырский, создавший один из лучших театров России! После II курса меня приняли в штат, я плотно вошел в репертуар, из 8 новых спектаклей в сезон был занят в половине. Какое счастье - все время в творческом процессе! И не только успех и какие-то премии на молодежных смотрах меня вдохновляли, но и то, что Монастырский меня не держал в рамках одного амплуа, все время поворачивал то так, то эдак.
Именно тяга к определенной творческой личности определяла мои переходы из театра в театр. Однажды подыгрывал своему приятелю на показе в театре Леси Украинки, и неожиданно художественный руководитель театра Ю.С. Лавров пригласил меня! Решение пришло спонтанно, личность Лаврова была так неординарна и притягательна, что отказаться не мог. Когда же он оставил руководство театром, началась чехарда и разнобой в репертуарной стилистике, я решил искать какие-то новые для себя пути. Вспомнил театр Комиссаржевской, их гастроли в Киеве, знаменитую трилогию о царях и спектакль «Продавец дождя» (мне они особенно понравились), спектакли по Думбадзе, все это было мне по душе. Р.С. Агамирзян как руководитель ясно и ярко определил творческое кредо театра. Вообще для меня чрезвычайно важна аура личности, возглавляющей театр. И я уверен: без художника-лидера нет творческой жизни! Я благодарен судьбе за встречу с театром им. Комиссаржевской и с Рубеном Сергеевичем. Как и все мы, Агамирзян бывал разным, однако его отличала не только постоянная забота об артистах, но и редкая человеческая доброта и порядочность. По большому счету Агамирзян стал для меня наставником вплоть до своей ранней кончины в 1991 году.
А как Агамирзян поворачивал, раскрывал актеров! Я, например, обожаю острохарактерные роли, что-то кардинально новое, после роли писателя Пончика в спектакле режиссера В. Гришко «Адам и Ева» по Булгакову получил назначение на кардинально противоположную роль старого еврея в «Дневник Анны Франк»! Это была последняя постановка Рубена Сергеевича, спектакль выпускался уже без него, и в сердце моем так и осталась навсегда боль от этой потери.
Нам повезло, что воспитанник Агамирзяна Виктор Новиков продолжил эту линию, сколько возможно сохранял лучшее из постановок Агамирзяна, активно ищет новые творческие идеи и людей. Здорово, что у нас в труппе плотно занята молодежь, рад за них. А вообще вся труппа для меня является одним близким, родным домом, который поддержит и в беде, и в радости!