Интересное
Жена терпела измены десятилетиями: история любви Караченцова зависти не вызывает Жена терпела измены десятилетиями: история любви Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

Творческий юбилей актера Анатолия Худолеева

Творческий юбилей актера Анатолия Худолеева

20 июня заслуженный артист России Анатолий Худолеев отметит 30-летие творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, а 11 июля артисту исполнится 70 лет. 6 июля артист исполнит

20 июня заслуженный артист России Анатолий Худолеев отметит 30-летие творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, а 11 июля артисту исполнится 70 лет.

6 июля артист исполнит одну из главных ролей в спектакле «Бульварная история» А.Николаи.

Анатолий Худолеев переехал в Ленинград из Киева, где работал его в знаменитом театре им. Леси Украинки, и поступил в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской в 1976 г. За 30 лет работы в нашем театре он проявил себя актером широкого амплуа. Особенно примечательными и запоминающимися были его острохарактерные роли. Запомнился он в спектаклях «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по роману Я. Гашека, «Самый правдивый» Г. Горина, «Обвинительное заключение» Н. Думбадзе, «Игрок» Достоевского, «Яма» В. Вербина, «Буря» В. Шекспира.

А.Г. Худолеев – из тех актеров, кто слышит и легко настраивается на тональность режиссера, будь то Р. Агамирзян или В. Пази, А. Морфов или В. Гришко.

Немногословная, внешне скупая манера работы артиста над ролью всегда преподносит неожиданные повороты и открытия. Анатолий Григорьевич выращивает роль легко, помогая режиссеру художественно воплотить его замысел на сцене. Актерская сосредоточенность, суховатая графичность стиля по-разному проявлялись в «Диктатуре совести» М. Шатрова (роль Желябова), в «Кобыле с колокольчиком» И. Друцэ (участковый), в знаменитой «Колыме» И. Дворецкого (Петров).

Однако внешняя сдержанность отнюдь не обкрадывает актерскую индивидуальность, склонную к импровизации, и это редкость. Создание плотных, объемных сценических образов в координатах гротеска всякий раз добавляет целостности спектакля неповторимый воздух. Так, в «Чичикове» по пьесе М. Булгакова предложенный артистом рисунок роли Собакевича заставил говорить о новизне прочтения хрестоматийного образа. По-прежнему с успехом идет на сцене трогательная «Бульварная история», где Анатолий Худолеев, по-мужски сдержанно и драматично исполняя роль Либеро, нежно и иронично относится к своему герою. Тут и лиризм, и поэзия, и юмор.

В одной из последних премьер театра - «Невольницы» А.Островского» - артист сыграл роль Евдокима Егорыча Стырова (очень богатый человек, лет за 50). Сыграл неожиданно и современно, позволив узнать в своем герое сегодняшних немолодых бизнесменов. Высокий и подтянутый, с острым взглядом, быстрым умом и профессиональным цинизмом, его герой вдруг сталкивается с проблемой живого человека. Удачно совершив «сделку», он понимает, что приобретение в виде молодой жены может обернуться опасностью, потому что, оказывается, Евдоким Егорыч…влюбился. Анатолий Худолеев ведет свою «партию» сдержанно и скупо, лишь намекая на ростки пробудившегося чувства. Поступки такого мужчины – не в словах, а в действиях, поэтому он по-деловому разговаривает с женой, обсуждая границы ее свободы и его прав. И лишь в финале, когда жена совершит выбор, его герой неожиданно распахнет руки, впервые широко улыбнется и затребует шампанского…

* * *

Из интервью с Анатолием Худолеевым (записала Людмила Сродникова, журнал «Зрительный ряд»)

Актерской профессии я учился в театральной студии при Куйбышев­ском драмтеатре им. Горького. Я из обык­новенной рабочей семьи, где никто не имел отношения к театру, но еще в школе для себя внутренне определился: хочу работать толь­ко в театре! Занимался во Дворце пионеров на кукольном отделении и в школьном драм­кружке, играли мы и Чехова, и Фонвизина. В 1960 году сдал экзамены в студию, и уже через полгода стоял стражником, потом получил эпизод, а к концу первого года занятий меня заняли в спектакле «В поисках радости». Мое студенчество совместилось с практикой! Мы дневали-ночевали в театре. Это было луч­шее время в моей жизни! Каждую свободную минуту мы посвящали театру, смотрели всех гастролеров, слушали музыкантов в филар­монии, учились всюду. Помимо реальной практики это было еще и раннее вхождение в жизнь театра, понимание всей ее слож­ности и особенности. Ведь после института дипломник приходит в театр как новичок, а здесь педагоги с нами и работали сколько требовалось, и проводили массу времени. Повезло еще и в том, что тогда театром руководил Петр Львович Монастырский, создав­ший один из лучших театров России! После II курса меня приняли в штат, я плотно вошел в репертуар, из 8 новых спектаклей в сезон был занят в половине. Какое счастье - все время в творческом процессе! И не только успех и ка­кие-то премии на молодежных смотрах меня вдохновляли, но и то, что Монастырский меня не держал в рамках одного амплуа, все время поворачивал то так, то эдак.

Именно тяга к опреде­ленной творческой личности определяла мои переходы из театра в театр. Однажды подыгрывал своему приятелю на показе в театре Леси Украинки, и неожиданно художе­ственный руководитель театра Ю.С. Лавров пригласил меня! Решение пришло спонтан­но, личность Лаврова была так неординарна и притягательна, что отказаться не мог. Ког­да же он оставил руководство театром, на­чалась чехарда и разнобой в репертуарной стилистике, я решил искать какие-то новые для себя пути. Вспомнил театр Комиссар­жевской, их гастроли в Киеве, знаменитую трилогию о царях и спектакль «Продавец дождя» (мне они особенно понравились), спектакли по Думбадзе, все это было мне по душе. Р.С. Агамирзян как руководитель ясно и ярко определил творческое кредо театра. Вообще для меня чрезвычайно важна аура личности, возглавляющей театр. И я уверен: без художника-лидера нет творческой жизни! Я благодарен судьбе за встречу с театром им. Комиссаржевской и с Рубеном Сергеевичем. Как и все мы, Агамирзян бывал разным, од­нако его отличала не только постоянная за­бота об артистах, но и редкая человеческая доброта и порядочность. По большому счету Агамирзян стал для меня наставником вплоть до своей ранней кончины в 1991 году.

А как Агамирзян поворачивал, раскрывал актеров! Я, например, обожаю острохарак­терные роли, что-то кардинально новое, после роли писателя Пончика в спектакле режиссера В. Гришко «Адам и Ева» по Бул­гакову получил назначение на кардиналь­но противоположную роль старого еврея в «Дневник Анны Франк»! Это была последняя постановка Рубена Сергеевича, спектакль выпускался уже без него, и в сердце моем так и осталась навсегда боль от этой потери.

Нам повезло, что воспитанник Агамирзяна Виктор Новиков продолжил эту линию, сколько возможно сохранял лучшее из постановок Агамирзяна, активно ищет но­вые творческие идеи и людей. Здорово, что у нас в труппе плотно занята молодежь, рад за них. А вообще вся труппа для меня является одним близ­ким, родным домом, который поддержит и в беде, и в радости!