Интересное
Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

Итоги фестиваля-лаборатории молодой режиссуры ON.ТЕАТР.ru

Итоги фестиваля-лаборатории молодой режиссуры ON.ТЕАТР.ru

С 29 июня по 3 июля 2012г. в Петербурге прошел Всероссийский фестиваль-лаборатория ON.ТЕАТР.ru. В течение пяти дней было показано 14 эскизов молодых режиссеров и 5 спектаклей, поставленных

С 29 июня по 3 июля 2012г. в Петербурге прошел Всероссийский фестиваль-лаборатория ON.ТЕАТР.ru. В течение пяти дней было показано 14 эскизов молодых режиссеров и 5 спектаклей, поставленных питерскими режиссерами на сценах Ярославля, Абакана, Саратова и Советска, каждый фестивальный день заканчивался жаркими обсуждениями увиденного.

Небывалый интерес к фестивалю был проявлен со стороны зрителей: в небольшие залы Лаборатории ON.ТЕАТР и малой сцены театра юных зрителей «набивалось» по 200 человек, люди сидели на полу, подоконниках, в проходах. Многие не смогли попасть на показы…

3 июля на сцене Театра юных зрителей члены экспертного совета (М.Ю.Дмитревская, Г.Р.Тростянецкий, О.С.Лоевский, Н.С.Скороход, Е.Строгалева) подвели итоги Всероссийского фестиваля-лаборатории ON.ТЕАТР.ruи назвали победителей по ряду номинаций:

Лауреаты Всероссийского фестиваля-лаборатории молодой режиссуры «ON.ТЕАТР.ru»:

«Лучший режиссёр» - Глеб Володин за эскиз «Компромисс» по одноименному роману С.Довлатова, инсценировка Инны Гридиной
«Лучшая женская роль» - Марина Жукова за роль в эскизе «Петербургские мечтатели»
«Лучшая мужская роль» - Евгений Баранов за роль в эскизе «Компромисс» и Дмитрий Тимошенко за роль в эскизе «Потеря равновесия»

«Лучшая роль второго плана» - Дмитрий Кочкин за роль в эскизе «Свой круг»

«Лучшая инсценировка» - Игорь Гагаринов и Евгения Алексеева за эскиз «Петербургские мечтатели», режиссер Аркадий Королевский

«Лучшая инсценировка» - Евгения Алексеева за эскиз «Война и мир. Андрюша», режиссер Василий Заржецкий

«Лучший дуэт драматурга и режиссёра» - Владимир Силаков и Андрей Гогун за работу над эскизом «Потеря равновесия»;
«Свой мир в искусстве» - Сергей Хомченков за эскиз «Рыба-мыши-самолеты»;

«За поиск актуальности» - эскиз «1984», режиссер Ольга Горшкова, инсценировка Ксении Никитиной одноименного романа Д.Оруэлла;

«Монолог» - Роман Михайлов за роль в эскизе «Рыба-мыши-самолеты», режиссер Сергей Хомченков, инсценировка Романа Михайлова;

Два эскиза признаны готовыми к постановке:

«Компромисс»
Г.Володина по одноименному роману С.Довлатова (приглашён в репертуар театра «Комедианты»)

«Платонов» Д.Хусниярова по рассказам А.Платонова (спектакль приглашён на фестиваль «Молодые театры России», г.Омск)


Пять эскизов рекомендованы к доработке и повторному показу:

«1984»
по произведению Джорджа Оруэлла «1984», режиссер О.Горшкова

«Петербургские мечтатели» по произведениям Ф.Достоевского «Белые ночи» и «Записки из подполья» режиссер А.Королевский

«Потеря равновесия» по рассказам А.Покровского, режиссер А.Гогун

«Война и мир. Андрюша» по роману Л.Толстого «Война и мир», режиссер В.Заржецкий

«Рыба-мыши-самолёты» по произведениям Р.Михайлова, режиссер С.Хомченков

«По следам степного волка» по роману «Степной волк» Г.Гессе, режиссер Р.Марин



МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Фестиваля-лаборатории ON.ТЕАТР.ru:

«Дело, которое делает ON.ТЕАТР, трудно переоценить. В подвале на Жуковского образовалась свободная территория творческого сотрудничества молодых. На прошедшей лаборатории плодами совместного творчества делились молодые режиссеры и драматурги, проходящие магистратуру в СПбГАТИ (мастер курса Н. Скороход). Параллельно шли спектакли, приехавшие из разных городов — работы «стариков», участников прошлых лабораторий. Мы помним их первые шаги, теперь наблюдали следующие...

Это были чрезвычайно насыщенные пять дней, мы посмотрели и обсудили 20 спектаклей, прошли горячие дебаты, обнаруживались просчеты школы, ребята получали как бы коллективный мастер-класс от экспертов -- критиков и режиссеров.

Несколько спектаклей доработаются и войдут в репертуар ON.ТЕАТРа. Чем хороша эта затея Милены Авимской, совершающей буквально подвиг по формированию в Питере театральной контркультуры, — лабораторный процесс неостановим. Приходят новые и новые режиссеры с идеями, репертуар постоянно обновляется, в ON.ТЕАТРе уже становится тесно. Хорошо бы еще, чтобы при этом было просторно мыслям и чувствам. Этому ребята и учатся и эти дни когда-нибудь будут вспоминать как свое рождение».

Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала», профессор СПбГАТИ


«Сначала скажу как критик. В нашей Академии, увы, каждый факультет живет своей отдельной жизнью, и увидеть целиком поколение театральных людей, которые придут завтра тебе на смену не так-то легко. Ведь даже на экзаменах по режиссуре чаще видишь «родовые пятна» мастера курса, чем эстетику молодых. Лаборатория же буквально окунает тебя в то, что новое поколение считает театром, да, это порой невыносимо, но картина становится яснее. Из 14 работ – лишь две или три можно назвать человековедением. А в остальном… игра, условность, брехтианство, нежелание донести до зрителя историю. И мы – взрослые можем долго кричать, что это неправильно, не профессионально, но – это тенденция молодой режиссуры. Теперь как педагог скажу. Они выбирают очень хорошие тексты: Толстой, Достоевский, Платонов, Селинджер, Бунин, Андреев, Володин… Пока, конечно, совместная с драматургом работа режиссера почти никого не привела к полнокровному результату, но есть надежда, что еще приведет. Работа по Оруэллу – дуэт Ольги Горшковой и Ксении Никитиной с прекрасным Русланом Барабановым в главной роли – в перспективе - я верю - станет внятным социальным высказыванием, интересным по театральному языку. И пока далекий от совершенства «Степной волк» по Гессе, где режиссер и Риккардо Марин и драматург Ася Волошина еще плохо слышат друг друга, надеюсь, вырастет в любопытный театральный опыт. А ведь есть еще и подводная драма «Потеря равновесия», где режиссер и драматург оказались действительно соавторами. Молодые режиссеры подходят ко мне и благодарят за драматургов, у них спрашиваешь, почему – ведь и там ошибка, и там… Но им и вправду понравилось: они вместе искали художественное решение, бесконечно что-то меняли, ругались, мирились и мне даже показалось, что они почувствовали какое-то облегчение, избавились от эстетического одиночества что ли…Теперь как человек скажу. Я бесконечно благодарна судьбе и Милене за возможность участия нашего курса в этой лаборатории».

Наталья Скороход, драматург, киносценарист, руководитель драматургического курса СПбГАТИ

«Что такое сегодня ОN.ТЕАТР в городе Санкт-Петербурге? Я бы назвала это «местом силы». Одно на немаленький 5-миллионный город. Площадка, которую используют независимые театральные проекты, где постоянно происходит обновление репертуара и знакомство зрителей с новыми режиссерами, актерами, современной драматургией. Одно на весь город. Много это или мало? Каждый год вузы города и России выпускают сотни режиссеров и актеров. Не будем лукавить: зачастую, своей профессией они начинают овладевать уже за стенами ВУЗа – к вопросу о нашем образовании. Я видела на лаборатории талантливых, но иногда беспомощных в профессиональном смысле ребят. Их просто не научили каким-то основополагающим вещам, многообразию современного театра, способности работать стремительно, в жесткие сроки. Лаборатория ОN.ТЕАТР дает эту, зачастую единственную возможность получить дополнительное образование, создать эскиз полноценного спектакля, запустить его в репертуар. Насыщенная программа: 20 показов за пять дней. Сотни участников и тысячи зрителей. Казалось бы, здорово. Одно но: «место силы» - это небольшой подвал с небольшими комнатами, где главный зрительный зал рассчитан на сотню, может, чуть больше, мест. Многие оставались за дверями зала. Огромный поток зрителей означает дефицит независимых проектов, свежей крови, новых имен поколения 20-ти - 30-летних. Невозможно осуществлять подобный культурный проект в зале на 50 человек, когда за дверью стоят 300. Их много, очень много - тех, кто приходит в этот подвал. И в следующем году придет еще больше. Это какое-то подполье, вынесенное за скобки театральной элитой, но это подполье, на самом деле и является той точкой на театральной карте, где сосредоточено все живое, молодое. Из этой лаборатории я вынесла для себя несколько интересных режиссерских имен и – еще больше – актерских. Кого-то из них мы сможем увидеть уже в доведенных до полноценных спектаклей проектах. Кто-то навсегда уйдет из профессии. Это жестко, порой – несправедливо. Катастрофа педагогических кадров в СПГАТИ для меня очевидна. С другой стороны, я видела, как, к примеру, Сергей Хомченков делает свой, ни на кого не похожий театр, как Глеб Володин соединяет свою молодую режиссуру с талантливейшим актером Евгением Барановым и создает спектакль, что называется, для всех поколений. Милена Авимская за три года смогла создать проект, который был необходим городу последние лет пятнадцать. Мне кажется, это у нее получилось, «вопреки». Хотелось бы, чтобы было «благодаря».

Естественно прошедшая лаборатория ОN.ТЕАТР оказалась очень важной и принципиальной по двум моментам: очевидно, что молодые режиссеры, участвующие в ней, нуждаются в дополнительном обучении и лаборатория дает им возможность на практике получить необходимые разборы и дискуссии. Во-вторых: огромный поток зрителей на лаборатории доказал дефицит у молодежной аудитории независимых, экспериментальных площадок, где молодые режиссеры могли бы реализовывать свои проекты. ОN.ТЕАТР восполняет этот дефицит. Уверена, что результатом этой лаборатории будут несколько интересных проектов. Место силы».

Елена Строгалева, театральный критик, редактор «Петербургского театрального журнала»


«ON.ТЕАТР.ru»-это эксперимент, работа на вырост, коммуна близких по духу людей, шанс получить путевку в творческую жизнь и узнать себе цену. Это петербургское окно в мир театра и в самих себя.

Сказано не без пафоса, но он здесь оправдан.

То, что делает Милена Авимская и ее команда требует панегирика, в крайнем случае, тоста.

В конце июня в начале июля в Петербурге прошла лаборатория – фестиваль, в нем участвовали работы молодых питерских режиссеров, которые рванули в провинцию и осуществили там свои первые проекты и эскизы спектаклей, и тех, кто пока не имеет возможности или просто не хочет сотрудничать со стационарными театрами.

Но всем им «ON.ТЕАТР.ru» дал возможность перейти от бесконечных застольных разговоров, о том, как надо ставить спектакли к репетициям, монтировкам, показам.

И если в предыдущих фестивалях территория «ON.ТЕАТР.ru» объединяла никуда не прибитыми гвоздями режиссеров, вечно жадных до работы артистов и неугомонных критиков, в этом году к ним добавились, будущие драматурги (настоящими они станут после окончания Театральной академии, курс Наталии Скороход).

По замечательной идее устроителей фестиваля молодые литераторы инсценировали прозу, и именно их тексты легли в основу четырнадцати эскизов, с которыми работали режиссеры. Сегодняшний взгляд на то, что волновало Толстого, Достоевского, Платонова, Гессе, Андреева должен был высечь новые смыслы, соединившись с опытом людей ХХI века или как минимум не потерять старые.

Это удавалось не всегда, но никто и не предполагал четырнадцать открытий. И хотя, в театральном искусстве неудавшаяся попытка, это - два часа невыносимой тоски в темном зале с бушующим летом за его стенами, все равно, сознание того, что артисты, режиссер не лгут и халтурят, а искренне заблуждаются и даже, возможно, учатся на своих ошибках, смиряло, и погода уже не казалась такой солнечной.

Но были, все-таки были прорывы, когда свежая молодая мысль соединяла не соединимое или замечало в зачитанном до дыр такое, что будоражило фантазию, заставляло пристальней вглядываться и в прошлое и в настоящее.

В результате, два эскиза признаны спектаклями, что означает начало прокатной жизни, пять отправлено на доработку. Половина исчезает в небытие. Но победили все. Был опыт, который трудно переоценить, живое волнение и много, много надежд, которые в «ON.ТЕАТР.ru» вообще не умирают.

Руководитель международного театрального фестиваля "Реальный театр", эксперт национальной театральной премии "Золотая маска" Олег Лоевский


«Мы говорим: "Настало н о в о е в р е м я ". И вот вам его конкретное и совершенно позитивное воплощение: "ОN.ТЕАТР" на Жуковского, 18 ! Вещь доселе не виданная и не бывалая в нашем городе! Подумайте только - молодому театральному люду Петербурга предоставили возможность реализовать любую, самую сумасшедшею идею при единственном условии - т в о р ч е с к о г о с а м о о т в е р ж е н и я. Сюда стремится все младое, неуемное, чаще далеко несовершенное, полное энергии, жажды славы и познания. Здесь в каждом показе л и ч н о с т ь т в о р ч е с к а я - а в одном котле варятся режиссеры, драматурги, актеры, художники, менеджеры - неизбежно проявляет себя в п о л н о й м е р е. Театральные "зубры", сидящие за судейским столом, получают ошарашивающие уроки от своих младых подопечных, а те ,в свою очередь, жадно впитывают каждый "мастер-час", чтобы потом переплавить его в собственную "мастер-жизнь". Вот вам еще и пересечение поколений. Отсюда, как от истока, бегут ручейки в Архангельск и Красноярск, Ярославль и на Камчатку, в Абакан и Тильзит. В "ОN.ТЕАТРе" слышится сердцебиение Большого Города. И в этой кардиограмме отчетливо видны все яркие особенности и все тревожные симптомы, все спады и взлеты и его Театров, и его Театральных школ. Свежий воздух на Жуковского, 18 - норма. Это дело - больше, чем окно в Европу . Хрупкая Милена Авимская для "племени младого, незнакомого" приоткрыла форточку в целый м и р».

Геннадий Тростянецкий, театральный режиссер, Лауреат Государственной премии России