Интересное
Жена терпела измены десятилетиями: история любви Караченцова зависти не вызывает Жена терпела измены десятилетиями: история любви Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

Постчеловеческий мир Дмитрия Провоторова

Постчеловеческий мир Дмитрия Провоторова

Al Gallery Выставка Дмитрия Провоторова The End Вернисаж, 13 сентября 2012 года в 19.00 В постапокалиптическом жанре конца цивилизации, построенной на принципах конкуренции, прогресса

Al Gallery

Выставка Дмитрия Провоторова
The End

Вернисаж, 13 сентября 2012 года в 19.00

В постапокалиптическом жанре конца цивилизации, построенной на принципах конкуренции, прогресса потребления, военного сдерживания и т.д., сделано столько работ, в том числе и визуальных образов, что, казалось бы, трудно сказать нечто новое.

Жанр задан инерцией кино - и литературных штампов. Современные возможности новых медиа только усиливают эту линию, открывая возможность творить цифровые картины всемирной катастрофы. Дмитрий Провоторов же пошел своим путем: он документирует будущее. Для этого он делает объекты, красит их, фотографирует не пряча, но и не акцентируя их постановочный характер. Черно-белая фотография, ручная печать, съемка реально сделанных объектов, специфически вневременной — таким, видимо, только и может быть — постапокалиптический свет, свет после конца света — пробивающийся из непроглядного неба.

Крупное зерно, нарочито неотретушированные отпечатки с проявившимися следами царапин и мусора на негативе — характерные черты бромсеребряной, аналоговой по способу производства фотографии, — повышают котировки документальности отпечатка и дают искомую патину времени.

Тема будущего раскрывается не приевшимися до оскомины образами опустевших мегаполисов с обгоревшими остовами небоскребов и иными узнаваемыми символами западного мира, не предъявлением банд вооруженных полуодичавших людей и мутантов на ржавых машинах и мотоциклах, контролирующие ресурсы и держащих в страхе выживших, но радикальным вычеркиванием человека из картины мира будущего, оставивших, впрочем, уже никому не нужные символы закатившейся цивилизации, коими все же руководствуется всегда побеждающий герой-одиночка. Провоторов нашел точный и в своей простоте весьма эффектный ход (а в искусстве именно простой ход придумать сложнее всего): он перепоручает смотреть на будущее, как на уже случившееся глазами тех, кто еще не ведает о бесславном конце своей эволюции. Замечу, что динозавры были нашей общей историей; они несут память о страхе, порожденном памятью о «рептильном» этапе эволюции, говоря как о былом господстве, так и столь же бесславном конце. Но окаменевшая статичность образов фотографий отсылает еще к одному общему месту культуры западной цивилизации: к застывшим останкам людей в пепле и лаве Геркуланума и Помпеи. Художник же делает следующий и вполне логичный шаг, он по-августиновски уравнивает давно ушедшее прошлое с будущим, размеры доисторических рептилий и предметов-символов нашей масс-медиальной цивилизации: животных, которых нет и символы, которые утратили смысл в картине мира будущего.

Но смотреть дочеловеческими глазами на то, что произведено и сработано рабами рекламы и массовой культуры и, как следствие, способствовало формированию общества консюмеристстких инстинктов, значит исподволь принимать авторскую логику проекта: запечатлеть закат западной цивилизации как демифологизацию ее важнейших предметов потребления. Набор ассоциаций, предлагаемый автором, таит нескончаемые колебания от уже-неведомого прошлого к уже-наступившему будущему и обратно. Точка, сближающая их — неведение настоящего: и в качестве неосознаваемости угроз для большинства, и невозможности представить контуры постчеловеческого будущего.

Эта серия развивает не отпускающую автора тему репрезентации средствами фотографии образа. Другого, впервые намеченной в серии «Берег», начатой в 2002 году, где динозавр был лишь знаком странности происходящего, в которой автор ещё только нащупывал свою тему, в следующей серии «Письма из поднебесной», где западноевропейская культура сталкивается со своим иным — китайской цивилизацией.

В новой серии «The End» столкновение миров посткатастрофичного, бесчеловечного с миром до человека создает тревожное ощущение кратковременности жизни нашей цивилизации. Концептуально развернутая через оппозицию поверженных и «нечитаемых» символов буржуазной цивилизации и воскрешения давно пройденного этапа эволюции, серия дает нам возможность смотреть другими — до - или постчеловеческими глазами на то, что неизбежно произойдет, если мы не изменим стратегии своего существования на Земле. Глобализму изображенной катастрофы — под стать ригоризм нравственного послания художника. Вымирание господствовавших некогда динозавров делает мысль о неизбежной гибели настоящей цивилизации (вернее ложной, фальшивой, скомпрометировавшей себя гордыней разума и наркотической гонкой потребления удовольствий) — ужасающе реальной. Вступая в диалог с бесчисленными работами современного искусства с их голливудскими эффектами вселенских катастроф и уничтожения всего живого, Провоторов, минимализмом средств, противопоставляет им гибель массмедиальных символов «Микки-Маус», «Coca-Cola», «Шрек» (Shrek), «Барби» и т.д., точно схватывая их тотальную неуместность в мире будущего. Удручающая обыденность не присутствия их в качестве символов, как например работа «Shift» в котором артефакты компьютерной эпохи интересны лишь как забава для детеныша динозавра (палеонтолог, не преминул бы здесь блеснуть названием вида его) и совсем игнорируется взрослой особью.

Предъявленные в серии Провоторова фотографии лишены символизма — тональность здесь принципиально иная; все, с чем сталкиваются динозавры, для них не является символом. Знаковые вещи предстают перед ними как обычный неживой объект их окружения. Так в черных очках он не видит ни угрозы, ни отражения Нео, но лишь темное стекло, которое неотличимо от стекла воды, плоского камня. Сюжет из научной фантастики — стрельба из лука высокотехнологическими антеннами выживших после Армагеддона, отменяется из-за отсутствия людей. Выживших нет. Тьма сгущается.

Соположение не опознаваемых друг другом крайностей, превращающих прежних властелинов природы в аттракцион динозавров («Парк Юрского периода» (Jurassic Park), реж. Стивен Спилберг), с одной стороны, и девальвация актуальных символов времени в будущем, — с другой, побуждают мыслить о настоящем. Мы же современники — посередине; но если мы не несем ответственность за свое прошлое, то все же ответственны за свое будущее, но еще более — за настоящее.

Текст: Валерий Савчук