Интересное
Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

Открытие фестиваля "Невские хоровые ассамблеи"

Открытие фестиваля "Невские хоровые ассамблеи"

27 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоится торжественное открытие Всероссийского фестиваля «Невские хоровые ассамблеи». Фестиваль проводится при

27 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоится торжественное открытие Всероссийского фестиваля «Невские хоровые ассамблеи». Фестиваль проводится при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Уже тридцать лет «Невские хоровые ассамблеи» собирают лучшие профессиональные и любительские коллективы России и стран Восточной Европы. В этом году концертная программа фестиваля посвящена русской хоровой музыке XX века. Фестивальные выступления пройдут в Государственной академической капелле, Государственном Эрмитаже, Исаакиевском и Сампсониевском соборах, Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла. Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства. Российской национальной библиотеке. Торжественное закрытие фестиваля состоится 6 ноября в Исаакиевском соборе. В программу фестиваля включен мастер-класс народного артиста СССР, художественного руководителя Капеллы Санкт-Петербурга Владислава Чернушенко.

В день открытия фестиваля, 27 октября, в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга пол управлением Владислава Чернушенко прозвучат произведения выдающегося русского композитора и хорового дирижера Павла Чеснокова: шесть хоров «Во дни брани» и Духовные песнопения для солистов и хора.

В течение многих столетий хоровое пение являлось тем основным путем, по которому шло развитие русской музыкальной культуры. Исключительная поэтико-музыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в духовной музыке и образах песенного творчества, а наиболее излюбленной, органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение. Именно в этой области создавались, в первую очередь, те художественные ценности, которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства. В процессе развития отечественной хоровой культуры создались хоровые коллективы, не знающие себе равных по исполнительскому мастерству. Художественное воспитание и последующее творчество наиболее одаренных русских музыкантов было неизменно связано, в большей или меньшей степени, с хоровым пением, духовной музыкой, народной песней

Область певческого искусства влекла к себе всех тех музыкантов, в творчестве которых жили и утверждались лучшие традиции русской музыкальной культуры. В течение ряда поколений многие русские музыканты и исполнители всецело посвятили себя хоровому делу. В плеяде замечательных русских музыкантов-хоровиков почетное место занимает имя профессора Павла Григорьевича Чеснокова, вся жизнь которого была посвящена служению отечественному хоровому искусству и русской духовной музыке.

Павел Чесноков - разносторонний композитор и хоровой дирижер, глубоко национальный и самобытный в своем творческом облике. Его вокально-хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало равных не только в произведениях отечественной, но и зарубежной хоровой литературы. «Можно перебрать всю хоровую литературу за последние сто лет и мало сыщется равного чесноковскому мастерству владения хоровым звучанием», - говорил выдающийся советский хоровой деятель Г.А. Дмитревский.

Любовь к хоровому творчеству во всех его проявлениях составляла смысл всей жизни П.Г. Чеснокова. В работе с хором Чесноков представал как великолепный знаток хорового пения, отличный образованный музыкант и талантливый высокопрофессиональный дирижер. В ряде случаев хоры, руководимые им, достигали исключительно высокого вокально-технического мастерства и яркой выразительности. Чесноков был одним из видных представителей русского музыкального исполнительства, хранившим и продолжавшим лучшие традиции отечественного вокально-хорового искусства. Его исполнение всегда отличалось благородством, безукоризненным вкусом. Чесноков был исключительным мастером в области руководства хоровым пением a cappella. По словам H.М. Данилина, равного Чеснокову мастера по настройке хора не существует. Он был великолепным знатоком-практиком вокальной природы и исполнительских возможностей человеческого голоса.

Павел Григорьевич Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе Ивановском Московской губернии. Уже в детстве у него обнаружился замечательный голос и яркие музыкальные способности. В пятилетнем возрасте Павел начал петь в церковном хоре, регентом которого был его отец. Это помогло ему поступить в знаменитое Синодальное училище церковного пения. Здесь его учителями были В.С. Орлов и С.В. Смоленский. Окончив училище с золотой медалью (в 1895 году), Чесноков четыре года частным образом занимался композицией с С.И. Танеевым, попутно работая преподавателем хорового пения. С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. В 1903 году он стал регентом хора при церкви ев Троицы на Покровке. Хор этот вскоре приобрел славу одного из лучших в Москве: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова», - вспоминал позднее один из московских регентов.

В течение многих лет Чесноков, продолжая работу в Москве с различными хорами, часто ездил по России: выступал как дирижер духовных концертов, проводил занятия на различных регентских и учительских курсах, участвовал в работе регентских съездов. Именно регентское дело было главным в жизни и творчестве прославленного мастера церковного пения. Но сам он никогда не был удовлетворен собой, а потому в 1913 году, будучи уже широко известным всей поющей России, 36-летний композитор поступил в Московскую консерваторию. Здесь он занимался композицией и дирижированием с М.М. Ипполитовым-Ивановым а инструментовкой с С.И. Василенко. В 1917 году Чесноков окончил Консерватории по классу свободного сочинения. И в том же году именно Чесноков со своим хором удостоился чести участвовать в интронизации Патриарха Тихона.

Произведения Чеснокова входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего им создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятой Богородице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Для Чеснокова типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях роспевов), а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (это особенно типично для его духовных сочинений для голоса соло с хором: «Ангел вопияше», «Блажен муж», «Да исправится»).

Деятельность мастера после революции 1917 года была наполнена мучительными попытками найти себе место в новой, резко изменившейся жизни. Обвинения в «церковничестве» преследовали его до конца дней. С 1917 по 1922 год Чесноков руководил Вторым государственным хором, с 1922 по 1928 - Московской государственной академической капеллой. В 1931-1933 годах работал хормейстером Большого театра. В 1932-1933 годах возглавлял капеллу Московской государственной филармонии. Чесноков работал преподавателем музыкального училища и Народной хоровой академии (бывшего Синодального училища), профессором Московской консерватории. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя (вплоть до его закрытия в 1931 году), а в 1932 году стал первым заведующим кафедрой хорового дирижирования Консерватории.

В 1933 году была закончена и в 1940 году опубликована книга Чеснокова «Хор и управление им» – единственный капитальный методический труд прославленного хорового деятеля. В нем обобщался многолетний бесценный опыт самого автора и его коллег-синодалов. В течение многих лет этот труд (правда, без изъятой автором по требованию издательства главы, посвященной регентской практике) оставался основным пособием для подготовки отечественных хормейстеров. Тем не менее, в ней отчетливо ощущается тот внутренний надлом, который произошел в авторе после революции.

По первоначальному замыслу этот труд должен был подвести итоги и сделать обобщение церковно-певческого опыта, наполнявшего жизнь композитора и регента, но из-за агрессивной атеистической политики советской власти Чесноков был вынужден написать просто о хоре; единственный пример из церковной музыки в этой книге - «Не отвержи мене во время старости» Березовского, без текста. Творческая деятельность композитора-автора духовных произведений также давно завершилась: последние опусы были светскими. После 1917 года, по имеющимся на сегодняшний день данным, было сочинено только 20 духовных произведений. Сочинение духовной музыки Чесноков прекратил в 1928 году по требованию руководства Консерватории.

Последние годы жизни П. Г. Чеснокова были наполнены нуждой и лишениями. Во время Великой Отечественной войны Чесноков не поехал в эвакуацию в Нальчик вместе с большой группой профессоров Консерватории, лишился хлебных карточек и умер от голода в Москве 14 марта 1944 года.

Как было сказано в некрологе памяти композитора, помещенном в «Журнале Московской Патриархии» в апреле 1944 года, «не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошении и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего».