Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Музыкально-литературный салон в особняке графа П.А.Зубова

Музыкально-литературный салон в особняке графа П.А.Зубова

29 марта в Российском институте истории искусств состоится второй концерт цикла «Музыкально-литературные салоны в особняке графа П.А.Зубова». Ученые и музыканты Зубовского института

29 марта в Российском институте истории искусств состоится второй концерт цикла «Музыкально-литературные салоны в особняке графа П.А.Зубова». Ученые и музыканты Зубовского института взялись возродить традиции петербургских музыкальных салонов, восходящих к петровской эпохе. Их цель - знакомство публики с музыкальными открытиями, сделанными учеными института в процессе исследования музыкальной культуры Петербурга XVIII и XIX веков.

Одно из таких открытий - Нотный альбом, составленный для императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I, придворным музыкантом Йозефом Козловским, хранящийся в отделе рукописей Российского института истории искусств - уникальный памятник петербургской музыкальной культуры конца XVIII — первой трети XIX века. «Мелодии» альбома, озвученные воодушевленными их красотой исполнителями, порадуют слушателей на предстоящем концерте.

Богатое и разнообразное собрание рукописей и старопечатных нот — это особый мир не только музыкальных красот, но и красивых вещей. На каждой единице хранения личной библиотеки императрицы проставлен специальный штамп «Из библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны». Почти вся коллекция переплетена в дорогие сафьяновые, зеленые или коричневые кожаные переплеты с золотым тиснением. На многих верхних обложках и корешках переплетов золотом вытеснены ее инициалы «Е» или «Е.А.», вензель императрицы, российский герб. Титульные листы украшены виньетками и гравюрами, заглавия, нотный текст, разного рода надписи — это образец каллиграфического искусства.

Образ Елизаветы как идеал вечно женственного, «ангелоподобной», «прелестной, по своим душевным и сердечным качествам личности» — запечатлелся в воспоминаниях многих современников. Ей посвятил строки в стихотворении «К Н. Я. Плюсковой» (1819) Пушкин, воспел Елизавету и Карамзин, уже на склоне лет оказавшийся близким ко двору. Музыка для Елизаветы Алексеевны, урожденной Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской стала с юных лет и отдохновением, и утешением в сложных ситуациях ее жизни. Она получила прекрасное музыкальное образование на своей родине в Карлсруэ и по приезде в Петербург в 1792 году продолжала заниматься музыкой. Обладая «восхитительным голосом», Елизавета брала уроки у придворного капельмейстера Джузеппе Сарти. Пением Елизаветы восторгалась Екатерина II: «Это настоящая Сирена, великая княгиня Елизавета, ея голос идет прямо к сердцу, и мое сердце она совсем пленила». Одним из любимых инструментов императрицы была арфа — непременный атрибут женского светского музицирования в александровскую эпоху. Об особом пристрастии императрицы к арфе в 1795 году вспоминала ее фрейлина Варвара Головина: «Она увела меня в свою комнату, приказала аккомпанировать на фортепиано, взялась снова за арфу и сыграла «Les folies d’Espagne». Я брала аккорды».

Популярные мелодии, исполнявшиеся в концертах для избранных в Эрмитаже, в кругу друзей и близких, записывались в нотные альбомы, поскольку они находили особый отклик в сердцах и душах любителей музыки. Так, и нотный альбом Елизаветы говорит нам о том, что любила императрица, и что предпочитало ее окружение. Он предназначался для домашнего музицирования или концертного исполнения в придворно-аристократической среде. В него вошли в переложениях для голоса и чембало арии, дуэты из опер В. А. Моцарта, Н. Пиччинни, А. Гретри, Дж. Сарти, Н. Далейрака, Л. Керубини, Ф. Антонолини, романсы и танцевальная музыка Козловского. Модной в придворной среде музыке итальянцев и французов в этом альбоме, безусловно, отдано предпочтение. Любимые мелодии романсов, арий и инструментальных пьес, погружавшие хозяйку альбома и ее окружение в состояние «ликования в музыке», или рождавшие «чувствительность» и вызывавшие романтические воспоминания становились особым языком иносказания, хорошо понимаемым узким кругом посвященных.

Автор текста – Наталия Огаркова


Стоимость билетов: 300 – 400 руб.