Знаете ли Вы, что:
- В начале ХХ века можно было приобрести машину за 40 алкогольных коктейлей, а заправлять железного коня нужно было в аптеке.
- Заслужить звание служителя прогресса и владеть собственным автомобилем могли исключительно талантливые и состоятельные мужчины.
- Первые автомобили продавались в разборе: покупать раму, сиденье и моторы приходилось у разных поставщиков.
- Автомобильные выставки устраивались под патронажем императорской семьи, походили на рынок автозапчастей и дамам там, конечно, было не место.
Такие любопытные факты рассказал популярный блогер-краевед Алексей Шишкин во время пешеходной экскурсии для автожурналистов, организованной Официальным дилером ŠKODA в России компанией «Автопремиум».
«Общество потребления 1910-х» — именно под таким названием прошла первая экскурсия из цикла «Петербург, Петроград, Ленинград» — открылось для журналистов с неожиданной стороны. На экскурсионном маршруте по центру города протяженностью в 4 км участники открывали для себя страницы истории лучших ресторанов, отелей и магазинов старого Петербурга через призму современности.
Путь экскурсантов начался у Михайловского манежа, где в 1907 году на «1-й Международной Автомобильной Выставке» впервые были представлены автомобили компании Laurin & Klement, позже переименованной в Škoda.
Пройдя по Итальянской улице, журналисты сделали остановку у Пассажа. Интересен тот факт, что знаменитый торговый дом был построен напротив Гостиного двора как оппозиция и вызов купечеству старого образца. В начале XX века высшее общество было поделено на 2 лагеря: одни активно вкладывались в прогресс, другие не менее активно его отрицали. Так появился «торгово-развлекательный комплекс» образца 1900-х с собственным кинотеатром и концертным залом.
Легендарный ресторан «Баку» на Садовой, 12, известный петербургской публике начала ХХ века как «Павильон-де-Пари», — один из самых старых ресторанов города. Здесь же располагался кинотеатр. На сцене ресторана впервые выступал Вертинский, а во время сухого закона, установленного в годы Первой Мировой войны, под сводами зала собирались кокаинисты…
Журналисты познакомились с одним из уникальных мест Петербурга — зданием банка архитектора Павла Сюзора на набережной канала Грибоедова в доме 13. Начиная с 1890 года и по сей день здесь работает одно из отделений банка, а значит любой желающий может зайти и полюбоваться сохранившимися интерьерами Первого общества взаимных кредитов.
Далее экскурсантам приоткрыли страницы истории Дома Ленинградской Торговли, который был построен Товариществом гвардейских офицеров . И, как ни странно, основной его деятельностью было обеспечение армии Российской империи: от оружия и обмундирования до туалетной воды и золотых запонок.
Особенно любопытным оказалось знакомство с Большой Морской. В начале ХХ века именно она считалась главной ресторанной улицей города. В одном из самых фешенебельных ресторанов «Медведь», который располагался в здании современного театра им. Райкина, открылся первый коктейль-бар. Стоимость модных напитков, пришедших из Америки, была поистине впечатляющей: 40 бокалов коктейлей равнялись стоимости нового автомобиля.
Следующая, не менее интересная остановка на маршруте, — на углу набережной Мойки и Кирпичного переулка. Здесь в одном из первых автомобильных салонов Петербурга «Победа» были представлены автомобили и велосипеды марки Laurin & Klement. Именно тут закупались автомобили для императорского двора.
На пересечении Большой Морской и Кирпичного переулка экскурсантов ждал ещё один сюрприз. На месте и ресторанов азиатской кухни и популярного фаст-фуда в начале ХХ века работали фешенебельные рестораны французской кухни — Кюба и Тюссо. Ресторанная политика того времени уже взяла на вооружение популярные ныне обеденные сеты. Стоимость такой изысканной трапезы равнялась месячному жалованию горничной. Кстати, именно ресторан Кюба впервые применил рекламный трюк, который и по сей день используют рестораторы: у Академии художеств на Васильевском острове был установлен первый в России светящийся баннер с названием ресторана.
Повторить этот путь по знаковым для петербуржцев начала ХХ века будет полезно и интересно не только гостям, но и жителям Северной столицы.
***
Организация подобной экскурсии официальным дилером ŠKODA "Автопремиум" — это пример нетривиального подхода к продвижению бренда ŠKODA в России. Она удачно демонстрирует концепцию умного автомобиля для города и отлично подчеркивает индивидуальность марки.
Фото: Иван Фролов