Найти нужную квартиру в старом доме Петербурга – настоящий квест. В этих домах нумерация квартир порой нелогична: на первом этаже можно увидеть №150, а на третьем – №8. Оказывается, у такого запутанного порядка есть свои исторические корни.
Дореволюционные времена
До революции дореволюционные дома в Петербурге делились на доходные и особняки. Доходные дома строились для сдачи квартир в аренду, но квартиры начинались со второго этажа. Первый этаж отводился под хозяйственные помещения и не нумеровался. В особняках же, принадлежавших одному владельцу, квартир вообще не было.
Послереволюционное уплотнение
После революции квартиры в доходных домах превратились в коммунальные. Просторные квартиры делили на несколько жилых зон для подселения новых жильцов. В результате из одной квартиры могли появиться четыре или пять новых, каждая из которых получала свой номер. Первый этаж также стали переделывать под квартиры, добавляя к старым номерам новые.
Обратный процесс в 90-е
С распадом СССР начался процесс расселения коммуналок, и на месте небольших квартир стали появляться большие, объединенные пространства. Номера, которые были в коммуналках, исчезали, но прежняя запутанная система сохранялась.
Сегодня такая система нумерации кажется частью философии города. Изменять её никто не собирается – слишком уж она тесно связана с историей Петербурга и особенностями его жителей.
Ранее «Городовой» писал, как в Петербурге появились дворы-колодцы и зачем.