Интересное
Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

На грани добра и зла

На грани добра и зла

Почти одновременно Русский музей открыл две необычные фотовыставки В Мраморном дворце развернута экспозиция No comment («Без комментариев») молодой питерской художницы Али Есипович.

Почти одновременно Русский музей открыл две необычные фотовыставки

В Мраморном дворце развернута экспозиция No comment («Без комментариев») молодой питерской художницы Али Есипович, а в Строгановском дворце размещены серии снимков известного американского фотографа Роджера Баллена под общим названием «Далекая земля».

Каждый из авторов идет своим путем, у них почти нет точек пересечения. Снимки Али Есипович абсолютно реалистичны, в композициях Роджера Баллена заметна тяга к отображению полуфантастического абсурда бытия. Роднит фотографов то, что оба они работают на «грани морального запрета». Аля Есипович эстетизирует старость и связанные с этим процессом телесные метаморфозы, Роджер Баллен увековечивает людей «не от мира сего».

Первое впечатление от обеих выставок шокирующее. Вспоминается фраза королевы Гертруды, сказанная принцу Гамлету: «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там...». А там, на снимках Есипович и Баллена, суровая действительность и пугающий ирреальный абсурд. Но шок не может длиться вечно. Если внимательно вглядеться в фотографии, то и в «ускользающей красоте» можно уловить следы былого величия, а в «легком и чистом безумии» — узреть ростки новых интеллектуальных открытий. Авторы ступили на запретную территорию, но зрителю стоит задуматься, зачем они это сделали.

У Али Есипович есть алиби. Она не папарацци, которые врываются в чужую жизнь. Все происходит с точностью до наоборот. Аля Есипович дружит с людьми, которых хочет увековечить. В этом есть чистота намерений, остальное поддается объяснению. Наши старики и старушки в большинстве своем живут безрадостно. К некоторым из них приходит Аля Есипович и внушает, что еще не все потеряно и при нынешнем положении вещей можно устроить праздник, домашний театр. Перспектива сыграть в этом импровизированном театре главные роли увлекает многих.

На большинстве фотографий запечатлены редкие моменты, когда пожилые люди, набравшись смелости, показывают надвигающейся старости язык. Смысл многих работ Есипович в том, что жизнь продолжается, несмотря на холод надвигающейся вечности.

Зритель может так прочитать заложенное в этих работах послание. Но наверняка найдутся и те, кто решит, что автор злоупотребил доверием персонажей. Без сомнения, выставка вызовет у зрителей дискуссии.

Есть вполне логичное объяснение и для фотоэкспериментов Роджера Баллена. Будучи гражданином США, он уже тридцать лет живет в Южной Африке. Активно выставляется в Европе и в Америке, выпускает в свет фотоальбомы.

Повторюсь, на его снимках нет обычных людей, тех, кто спешит делать карьеру и увеличивать вклады в банках. Американский фотограф любовно и старательно снимает людей, которые находятся за чертой... Нет, не бедности, а общепринятого интеллекта. В интересе Роджера Баллена к человеческим существам, у которых IQ (коэффициент интеллектуальности) значительно ниже среднего, нет ничего патологического, странного или противоестественного. В ХХ веке многие известные писатели и кинорежиссеры делали их героями своих произведений.

Есть еще один аргумент в защиту интереса Роджера Баллена к человеку с «руинированным интеллектом». Дело в том, что те, кто в здравом уме, в большинстве ведут себя перед фотокамерой неестественно, пытаются играть, лицедействовать и лицемерить. Такое поведение не устраивает Роджера Баллена. В абсолютной искренности героев его снимков можно уловить «истинные ценности бытия», а не хваленые достижения индустриального общества.

Об этом и о многом другом говорил фотограф, прибывший в наш город на открытие своей выставки. Он признался, что строит свои фотографии как инсталляции. Другими словами, контролирует каждую вещь, присутствующую в кадре. Роджер Баллен особенно любит провода (электрические, телефонные). Они выступают фоном в его произведениях, символизируя сложность и запутанность бытия. А еще тихий американец из Южной Африки обожает животных: кошек, свиней, собачек, мышей, белых крыс, голубей, кроликов. С людьми и без них, они представлены во многих фотоинсталляциях Баллена.

Если суммировать увиденное, можно сказать, что американскому фотографу удалось объединить в своем творчестве театр, поэзию и современную живопись. Живопись у Роджера Баллена тоже своеобразная: не наскальная, а настенная. И чем разрисованнее стена, тем больше в ней поэзии. Например, на одной фотографии нет людей, а есть только стена детской спальни. Она вся испещрена каракулями. Некоторые можно прочесть — Love Tess and Monique («Люблю Тесс и Монику»).