Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Белый квадрат как символ нынешнего состояния Союза кинематографистов России

Белый квадрат как символ нынешнего состояния Союза кинематографистов России

Как сказал на одном из предыдущих съездов Союза кинематографистов России артист и режиссер Михаил Козаков, «важнейшим из всех искусств для нас сегодня является недвижимость».

Как сказал на одном из предыдущих съездов Союза кинематографистов России артист и режиссер Михаил Козаков, «важнейшим из всех искусств для нас сегодня является недвижимость». Этот тезис блестяще подтвердился и на VI съезде СК, который завершился на прошлой неделе в Москве. От нашего города в столицу ездили 160 человек, имеющих отношение к производству или продвижению фильмов. Такова квота — один делегат от пяти членов творческого союза.

И отчетный доклад главы СК России Никиты Михалкова, и большинство выступлений участников съезда были посвящены собственности СК, которая находится в Москве. В основном речь шла о здании Киноцентра на Красной Пресне, 51% акций которого сегодня оказались в руках некой болгарской компании. Я не буду утомлять читателей подробностями этой длинной и некрасивой истории. На протяжении многих лет по поводу собственности на это здание ведутся судебные тяжбы. Московское киносообщество раскололось на две враждующие партии, неутомимо обвиняющие друг друга в обмане и воровстве. У москвичей есть и другие поводы для недовольства друг другом: например, создатели кинопремии «Ника» недовольны организаторами дублирующей премии «Золотой орел»...

Телевидение, обожающее скандалы, с азартом демонстрировало, как известные люди оскорбляют друг друга. Возможно, и вам выпало несчастье увидеть, как один народный артист называет другого народного артиста фашистом, кто-то кого-то — гнидой и жуликом. Как выразился режиссер Андрей Смирнов, «уровень хамства сильно повысился».

Короче, скучно не было. Вполне динамичный спектакль разыгрывался на сцене Московского дома кино, почему-то задрапированной черным. Черные занавеси, немного сдвинутые по бокам, открывали белый квадрат экрана за спинами членов президиума. Во время одного из перерывов на этом экране продемонстрировали возможности новой проекционной техники, закупленной Домом кино, но за два съездовских дня, вопреки традиции, не было показано ни одного фильма. Экран так и остался белым квадратом. Что-то во всем этом было символичное и бесконечно печальное.

Хотя, наверное, происходящее не было неожиданным. Ни для кого не секрет, что творческие союзы, рожденные при советской власти, с большим трудом ищут свое место в нынешней ситуации. Средний возраст членов союза близок к пенсионному, молодежь туда не стремится, ибо смысла не видит. Выбор между собесом и профсоюзом не кажется им заманчивым, а главное — реальным. Отрасль пока не так сильна, чтобы профсоюз мог приносить реальную пользу тем, кто активно работает. А социальное положение ветеранов кинематографа зачастую просто трагично: с трибуны съезда прозвучал рассказ о том, как народная артистка республики вынуждена была просить у руководства союза восемь долларов на мазь для больных ног.

Будь у нас нормальный закон об авторском праве, эта актриса и многие ее коллеги получали бы вознаграждение за каждый показ фильма с их участием по ТВ и жили бы сравнительно безбедно. Но такого закона нет, и результатами труда создателей кино пользуются другие граждане и другие организации. Поэтому союз зачастую остается последней надеждой отчаявшихся людей. А зарабатывать на помощь ветеранам эта организация сегодня может, только используя имеющиеся в ее владении здания. Эти же здания привлекают многочисленных жуликов.

Поэтому вокруг Киноцентра, когда-то построенного на средства кинематографистов всех союзных республик, а после развала СССР ставшего «спорной собственностью», уже 10 лет идет борьба. И она кажется бесконечной. Тот сдержанный оптимизм, который высказал в связи с нынешним состоянием дел Никита Михалков, разделяют немногие. Но главные потери, которые понес творческий союз, лежат в сфере человеческих отношений.

Поссорились кинематографисты бывших союзных республик, непосредственно вовлеченные в конфликт вокруг Киноцентра (до последнего времени акции принадлежали союзам кинематографистов стран СНГ и Балтии), разругались московские коллеги, часть которых активно поддерживает Никиту Михалкова, а часть — так называемый Московский союз во главе с кинодраматургом Павлом Финном, отстаивающий интересы столичных мастеров. Михалков полагает, что именно они «подбивают клинья под здание Российского союза».

«Тут в кулуарах назвали Московский союз раковой опухолью, — знаменитым голосом Шерлока Холмса сказал с трибуны съезда Василий Ливанов, — но это никакая не раковая опухоль, а просто грыжа. На каждом съезде она вываливается. Мы ее вправляем, на следующем съезде она опять вываливается. Пора принять хирургические меры».

Сложно сказать, как разрешится эта ситуация, кто там прав и кто виноват. В отчетных докладах Никиты Михалкова и управляющего делами СК России Сергея Лосева прозвучало немало шокирующих цифр и фактов. Противоположная сторона предъявляла в основном эмоции. И, видимо, чувствуя слабость этой позиции, отказался баллотироваться на пост председателя СК Станислав Говорухин. После того как он снял свою кандидатуру, стало понятно, что альтернативы Никите Михалкову нет.

Многие питерские делегаты, с которыми мне довелось перекинуться словом, говорили, что чувствуют себя дальними родственниками, угодившими в центр семейного скандала. В подобные конфликты трудно вмешиваться: обычно обе стороны имеют свою правду, и активное вмешательство только подливает масла в огонь. Быть может, поэтому мнение петербургской организации о работе союза в период между съездами с трибуны не прозвучало. Глава петербургского отделения СК России Евгений Татарский из-за болезни приехать не смог, а заменить его и выступить от лица кинематографистов северной столицы желающих не нашлось.

О творчестве говорили мало. Выступил редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, который сообщил, что в период после дефолта в России появилось 700 современных кинозалов, оснащенных новой проекционной и звуковой техникой. В кино, сказал Дондурей, ходят молодые люди, которые любят свою работу, семью и отдых, а также подростки, которые готовы тратить «незаработанные ими родительские доллары». Именно эта аудитория своим рублем будет определять пути развития национального кинематографа. Остальная часть публики сидит перед телеэкранами и смотрит сериалы. В этом году снимаются сериалы более 100 названий, они займут 1200 часов эфирного времени. Телевидение, по мнению оратора, заставляет режиссеров снимать быстро, дешево и все более качественно. В прошлом году отечественные сериалы занимали около 60% лучшего телевизионного времени.

Выступая позднее, молодой кинорежиссер Олеся Фокина сказала: «Мы в сериалах плодим пустоту и сами в нее провалимся». И предложила специальным постановлением съезда осудить роль федеральных каналов в нынешнем нравственном состоянии общества. Ей аплодировали, но до решений дело не дошло. Не до того было.

Итоги выборов главы СК России стали известны уже после того, как большая часть питерской делегации покинула съезд и отправилась на вокзал. Никита Михалков продолжит исполнять свои обязанности, бороться за единство союза и, разумеется, за его недвижимость.