Я люблю этого человека. Но моя любовь – всего лишь капля в море почитателей его таланта. У него есть то, что называется старомодным словом «индивидуальность», но при этом он всегда разный
Его легко узнать по мягкой иронии, заложенной в каждую фразу, но порой эта ирония может граничить с сарказмом. Он принадлежит к вымирающей петербургской интеллигенции, но его шутки всегда на грани фола. Он – детство, юность и зрелость как минимум двух поколений.
Кто он? Народный артист Игорь Шибанов, который нынче отмечает свое 60-летие.
12 октября в ТЮЗе имени Брянцева был официальный праздник. Но на самом деле праздник длится уже сорок лет: ровно столько, сколько Артист служит в ТЮЗе. В труппу его взяли еще во время учебы в театральном, и кого только ему не довелось играть. Шуйский в «Борисе Годунове», Повар в «Мамаше Кураж», Дромио в «Комедии ошибок»... Стойкое общественное мнение, что «Шибанов может все», — абсолютная истина. Если надо танцевать — он танцует, надо петь — поет, а режиссеры бесконечно поют дифирамбы его актерскому чутью и чувству меры. Ему по плечу любой жанр, но где бы он ни играл — в психологической драме или комедии, он всегда выдает в себе мудрого человека. В глубине прищура лукаво-хитрых глаз скрыта улыбка. Наш мир невозможно воспринимать без иронии: иначе можно сойти с ума...
Родной театр подарил артисту шесть вечеров: по одному на каждое десятилетие жизни. Первый был отмечен «Бешеными деньгами» Островского в постановке Кузина. Шибанов — Кучумов — это что-то! Роль хитроумного, расчетливого «папашки», из последних сил поддерживающего статус светского льва и покровителя молоденьких девиц, постоянно оценивается им по ходу спектакля. Шибанов покровительствует своему герою. Не насмехаясь, он усмехается над ним. Играя Кучумова, он играет и того, кто играет Кучумова, и... получает от этого удовольствие.
Вечер второй был ознаменован «Маленьким принцем» Экзюпери (режиссер Андреев). Для меня мудрый Лис — это и есть Игорь Георгиевич. Единственный друг, добрый, но опасливый (а кто его знает, что скрыто в душе даже Маленького принца?), коверный «рыжий», в глубине которого спрятан грустный Пьеро... На сцене прощания Лиса с Принцем зал всегда плачет.
Третий театральный вечер — «Дракон» Шварца в постановке Исакова. Вот где сарказм Шибанова главенствует. Бургомистра жалеть не за что, хоть он и спекулирует своими надуманными болезнями и несчастьями, и исполнитель отдает мерзавца на растерзание зрительному залу — растерзание смехом...
Следующее звено юбилейной цепи — легендарный «Конек-Горбунок», где Шибанов (в прямом смысле) царствует много лет. Его царь противен до невозможности, истеричен и... убог в своем стремлении выглядеть героем и добрым молодцем.
Пятый спектакль — «Неделя, полная суббот» в постановке Андреева. Господин Пепперминт добр, незлобив, порой беспомощен, как и любой взрослый. Но главное, чтобы взрослый мог вспомнить, что он тоже был ребенком. Тогда и Суббастики никакие не страшны, и жизнь обретает смысл, и мир уже не кажется таким унылым и скучным.
Сам юбилейный вечер «случился» вчера. Там, где Игорь Шибанов, всегда шум, гам и тарарам. Творческая жизнь артиста, его счастье, его награда — это постоянное смешение ролей и жанров, слов и жестов, слез и улыбок, аплодисментов и цветов. И я точно знаю: все это будет длиться на театральной сцене для любимого, для народного, для нашего — вечно.
Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
МК в Питере №41/80 за 13-10-2004