Интересное
Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Балтийский кубик-рубик

Балтийский кубик-рубик

В холле «Балтийского дома», где стартовал XIV Международный театральный фестиваль, на «незримых нитях судьбы» подвешен огромный кубик Рубика.

В холле «Балтийского дома», где стартовал XIV Международный театральный фестиваль, на «незримых нитях судьбы» подвешен огромный кубик Рубика. Театральная декорация вне сцены несколько удивляет, но потом невольно соглашаешься с этим емким образом, выведенным в реальную плоскость

«Балтийский дом» собирает калейдоскоп заметных имен, представляющих сегодняшнюю европейскую драму. Яркие театральные краски то выстраиваются в одну «цветовую линию», представляя общее направление в искусстве, то нарушают стройный рисунок, споря друг с другом. На самом деле, никакого диссонанса здесь нет: чем больше возникает комбинаций самобытных составляющих кубика Рубика, тем многообразнее сценический мир, а значит – и наша с вами зрительская жизнь.

На сей раз балтийский ветер пригнал к питерским берегам нескольких постоянных персонажей фестиваля. Не случайно слоган нынешнего фестиваля — «Действующие лица». Режиссер — ведущий, театр — ведомый, а жизнь — стимул, — так считают организаторы традиционного творческого собрания. В фокусе «Балтийского дома» оказалась режиссура как направляющая сила театрального искусства. Одним из главных героев стал Эймунтас Някрошюс, представивший с вильнюсским театром «Meno Fоrtas» шекспировскую трилогию «Гамлет», «Макбет» и «Отелло». Но наибольший интерес как неискушенной публики, так и матерых театралов вызвала новая постановка одного из самых необычных современных режиссеров.

«Песнь Песней» заявлена как спектакль на основе книги царя Соломона. По словам Някрошюса, из четырех ветхозаветных вариантов один был выбран интуитивно. Впрочем, поклонники творчества литовского режиссера уже привыкли к тому, что все его спектакли — плод режиссерской интуиции и уникальной творческой фантазии автора. Как писали журналисты, Някрошюс всю жизнь ставит один спектакль, хоть и по разным пьесам. На этот раз маэстро продемонстрировал, что и пьеса для истинного искусства не принципиальна. Выдержками из Ветхого завета, которыми вооружили зрителей на входе в зал, собственно «сценарий» царя Соломона и ограничился. Нет, справедливости ради стоит отметить, что ветхозаветные цитаты иногда вплетались в плотную ткань изощренных образов. И тогда героиня (ах, какая девушка!) с глазами, полными любви и муки, говорила с залом на литовском, но понятном без всякого перевода языке «Песни Песней». На вопрос, почему режиссер не выбрал для постановки произведение, имеющее более четкие сюжетные очертания, Някрошюс непонимающе усмехнулся: «А разве может быть произведение с более простым сюжетом?»

Действительно — что может быть доступней? Он и Она, вечно стремящиеся друг к другу и вечно разделяемые вероломной судьбой. Чувствуется, что режиссер особым состраданием проникся к женщине, чья ранимая и верная душа ничем не защищена от страданий — ну совсем как босые ноги героини, к концу спектакля изодранные в кровь. Именно ей посвящена Песня литовского режиссера. В мире, откуда пришли герои, угадывается ностальгия по литовскому хутору, на котором прошло детство режиссера. Оттуда простые платья и рубахи, деревенские косы, полубиблейский-полухуторской яблоневый сад, силуэт избы, свитый из веревки. Хотя разгадывать някрошюсовские образы и пытаться «притягивать за уши» конкретные им объяснения — дело крайне неблагодарное. Это театральная поэма, насыщенная метафорами и не нуждающаяся в прозаическом подстрочнике. Как-то на вопрос, как он относится к попыткам журналистов разжевывать его постановки, Някрошюс отрезал: смешно объяснять что-то в искусстве. Он убежден, что искусство должно говорить само за себя, — и поэтому виртуозно ускользает не только от пишущей братии, но и от пронырливых телекамер. И он прав: зачем пересказывать, это надо смотреть. А смотреть действительно стоит. Тем более, маэстро уложился не в шесть или четыре часа, а всего-то в час пятьдесят, что значительно облегчает участь зрителя, решившего получить представление о творчестве литовского самородка.

Не менее ярким «пятном» стало появление на фестивале другого героя — Камы Гинкаса. Он показал две свои последние работы: фантазию на темы картин Шагала «Сны изгнания» в исполнении студентов МХАТа и чеховскую «Скрипку Ротшильда». Скрипка московского режиссера с великолепными Валерием Бариновым и Игорем Ясуловичем и добротными декорациями, на которые, поди, ушел гектар леса, сыграла пронзительную чеховскую и в то же время очень современную историю. Кроме того, «Балтийский дом» решил показать и самостоятельные работы студентов Гинкаса.

В среду, 6 октября, у питерского зрителя будет возможность познакомиться с тургеневскими мотивами украинского режиссера Андрея Жолдока «Месяц любви», а на следующий вечер увидеть его же спектакль «Четыре с половиной» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ». Маргарита Младенова и Иван Добчев из Болгарии представят театральную интерпретацию романа Достоевского «Братья Карамазовы» в двух частях 8 и 9 октября. А завершится балтийский марафон выступлением еще одного литовского гостя, Оскараса Коршуноваса, который привез к нам «черную» комедию о Ромео и Джульетте.

Питер в этом году представлен на фестивале спектаклями «Pro Турандот» Андрея Могучего и «Дон Жуаном» Александра Морфова, кандидатами на получение премии «Золотой софит». И конечно, под крышей родного «Балтийского дома» выступают труппы Экспериментальной сцены под руководством Анатолия Праудина и театра «Потудань».

Такой вот театральный праздник. Остается добавить, что его бы не случилось без деятельного участия генерального спонсора фестиваля, сети кинотеатров «Кронверк Синема». Что весьма символично: кино и театральное искусство всегда подпитывали друг друга и новаторскими идеями, и талантливыми актерами. Команду «Кронверк Синема» объединяет с «Балтийским домом» еще и определенный творческий подход к работе со зрителем, которому предлагаются только лучшие картины и мировой стандарт кинозалов. Да и в театральных фестивалях «Кронверк Синема» принимает участие уже не в первый раз — в 2002 году киносеть оказывала спонсорскую поддержку Международному фестивалю Союза театров Европы, также, кстати, организованному «Балтийским домом».

Марина Полубарьева
МК в Питере №40/78 за 06-10-2004