Александр Володин, на мой взгляд, самый петербургский драматург за всю историю нашего города. Читая его пьесы, на каком-то генетическом уровне чувствую, что этот человек, как и я, ходил, ежась от ветра, по Петроградской стороне. Он переживал слякотные зимы и штормовые предупреждения и придумывал грустных ироничных персонажей, похожих на жителей нашего города не временем и местом жительства, а взглядом на мир.
Поэтому где же, как не в нашем городе, проходить Володинскому фестивалю "Пять вечеров"? В этом году он состоится уже во второй раз, благо "первый блин" оказался не комом, а прекрасно пропеченным продуктом: продуманная программа и четкая организация сделали его одним из лучших театральных проектов ушедшего года. Тогда на фестивале, посвященном 85-летию драматурга, были показаны спектакли только по пьесам самого Володина. В этом году рамки фестиваля значительно расширились: в программу вошли спектакли, поставленные по произведениям других авторов, но володинские по духу – ироничные, добрые и немного грустные.
Правда, откроется фестиваль спектаклем по пьесе самого Александра Моисеевича: последней премьерой "Нашего театра" – "Старшей сестрой" в постановке Льва Стукалова. Этот спектакль – попытка молодых актеров соприкоснуться с миром прошлого, в котором советская Мэрилин Монро – Татьяна Доронина – с придыханием пела свои песни, а зрители сносили двери товстоноговского БДТ. Воспроизводит исторические реалии, в которых жили володинские герои, и "Зеленая Зона" Михаила Зуева, поставленная Сергеем Афанасьевым в Новосибирске. Спектакль "Сонечка" МХАТа им. Чехова, созданный Мариной Брусникиной по бестселлеру Людмилы Улицкой, покажет подлинно володинскую героиню, скрывающуюся от действительности за страницами книг. "Сонечка" – образец литературного театра: повесть разложе на надвенадцать актерских голосов, которые озвучивают то текст Улицкой, то те произведения, которые могла читать ее героиня.
Ну, а чтобы мы не забывали, что Александр Володин был не только интеллигентом и человеком возвышенной души, но и обычным горожанином, коротавшим вечера за бутылкой водки, в программу фестиваля включен спектакль Владимира Оренова "Записки нетрезвого человека". Среди его авторов не только сам Володин, но и такие знатоки русского характера, как Сергей Довлатов и Виктор Некрасов. Трогательная "Осень нашей весны" Резо Габриадзе тоже создаст в театре подлинно володинское настроение. Кроме того, в афише достаточно спектаклей студентов, и можно будет узнать, как новое поколение осваивает драматургию, ставшую классикой.
Отдельная страница фестиваля – три "блокбастера" от культового Ивана Вырыпаева, человека, гордо несущего знамя "новой драмы" в массы и выступающего во всех возможных театральных ипостасях: драматурга, актера и режиссера. "Кислород"– это ди-джейский микс, в котором десять библейских заповедей переложены в истории, напоминающие сюжеты из криминальной хроники. Поставленный Владимиром Ореновым "Валентинов день" – сиквел пьесы "Валентин и Валентина" Михаила Рощина. Рифмуя слезливую мелодраму с сарказмом посмодернизма, Вырыпаев создает настоящий гипертекст, а блеснуть в нем должна утонченная и загадочная Эра Зиганшина. И на закуску – скандальная премьера "Бытие № 2" – спектакль, поставленный по пьесе душевнобольной Антонины Великановой. Диалог Бога (в этой роли – любимец женщин Александр Баргман) с женой Лота (Светлана Иванова), в котором библейские герои – врач и пациентка психбольницы, сдобрен смачными частушками от Иоанна, а за всем этим скрывается вполне серьезная попытка разгадать шифр бытия. Тот же таинственный шифр, что пытался раскрыть и Володин, правда, в свою эпоху и своими методами.
2–10.02 Театр на Литейном, Театр им. Ленсовета, БДТ, Учебный театр СПбГАТИ
Мария Бошакова