Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Мещанин-дворянин

Мещанин-дворянин

МХТ решил посоперничать с Товстоноговым Модный и яркий московский режиссер Кирилл Серебрянников привез нам «Мещан» Горького.

МХТ решил посоперничать с Товстоноговым

Модный и яркий московский режиссер Кирилл Серебрянников привез нам «Мещан» Горького. Факт сам по себе любопытный. Ведь играли гастролеры этот спектакль на сцене БДТ – там же, где в 1966 году Товстоногов выпустил своих знаменитых «Мещан», ставших мировой классикой уже в год премьеры.

Актерский состав, задействованный в исторической постановке, говорит сам за себя. Евгением Лебедевым, Марией Призван-Соколовой, Кириллом Лавровым, Эммой Поповой, Николаем Трофимовым когда-то был сыгран трагифарс на вечную тему «отцы и дети». Спектакль ежегодно крутили по ТВ, и сейчас нет-нет, да и промелькнут его отрывки перед зрителями. Совсем иной подход к делу оказался у коммерчески успешного Серебрянникова.

— А что такое классическая трактовка? — удивился режиссер перед началом спектакля. — Товстоногов тоже ставил по-своему! Как будто где-то лежит эталон с ярлыком «классика»... Театр — дело живое, и происходит он здесь и сейчас. Я, при всем уважении и поклонении авторитетам, не боялся браться за «Мещан». Мы же не можем существовать вчерашним днем.

Действительно, пьеса не ставилась в России 40 лет. Переиграть Товстоногова казалось делом нереальным. А Серебрянников и не старался. Он осовременил «мещанские страсти», приблизив тем самым психолога Горького к ряду слегка поверхностных «водевильных» драматургов. «Мы не стремились всех запутать, а просто, внимательно прочитав пьесу, нашли тему, которая волнует нас». Что конкретно волнует всех нас — из подтекста «Мещан» XXI века непонятно.

Может, потому, что действие на сцене происходит как бы в наше время, ему не хватает накала. Костюмы далеки от «мещанской» темы начала XX века. Скорее уж, слегка стилизованный под ретро «совковый» вариант. Петр Бессеменов (Алексей Агапов) ходит по дому в знакомых до боли «трениках», да и нейлоновая комбинация его сестры Татьяны (Кристина Бабушкина) в духе семидесятых. Как-то непонятно и жалко выглядит глава дома Василий Васильевич (Андрей Мягков) в неброском пиджачке, а Нил (Алексей Кравченко) странен в рабочем комбинезоне.

В ролях детей Бессеменовых — практически одногодки героев. Серебрянников считает, что от этого «выиграли в искренности и непосредственности». Но еще и явно проиграли в глубине. Самоубийство Татьяны зрителю непонятно, в ее словах о бессмысленной жизни нет трагедии той величины, которая позволяет уйти. «Социальный герой» Нил стал сексуальным обаяшкой, и как-то не тянет на «роковую соблазнительницу» Елена (Евгения Добровольская). В этом вовсе не виноваты талантливые и сильные актеры молодого поколения, просто пока не сросся их альянс со «старой гвардией» МХТ. «Старики» не оттеняют молодежь своим богатым сценическим опытом. А за то, что Кирилл пытается создать ансамблевый спектакль с не сформировавшейся пока труппой, — честь ему и хвала.

Из среднего поколения особенно хочется отметить Тетерева (Дмитрий Назаров). Его надрыв и глубина сомнению не подлежат. Да и Мягков в финале первого действия «разыгрывается» — убедительно швыряется стульями и гневными репликами, «мышь»-прислуга (Мария Зорина) просто обмирает от страха. Нагнетает грозовое настроение и живой оркестр. А вот вставки из «Дона Сезара де Базана» выглядят в «Мещанах» абсолютно чужеродными. Впрочем, как и странные черные существа — не то крысы, не то вороны, которые время от времени галдят и ходят вереницей по дому.

И Мягкову, и Покровской достались роли, о которых мечтают актеры зрелого поколения. Но видно, что, несмотря на мхатовское мастерство, амплуа у этих творцов другое. Ну не избавиться Мягкову от растиражированного образа из «Иронии судьбы»! Впрочем, это не мешало воспринимать действо питерскому зрителю. Рукоплескали долго, хотя и вспоминали товстоноговскую премьеру, но как-то вскользь и без чувства сожаления.

Кстати, в Москве поначалу на этот спектакль ходили мало. Видимо, сильны были инертность публики к новациям режиссера и штампы, определяющие Горького как «певца советской действительности». Но потом потихоньку к трактовке Серебрянникова привыкли. Сейчас в МХТ на «Мещанах» — аншлаги. «Горький сумел найти суть русских страстей», и в этом тоже секрет успеха.

Спектакль, родившийся за 9 месяцев, живет и развивается. Его герои безоговорочно подвержены внутреннему росту. Так что шансы на дальнейший успех велики, а Кирилл уже не «мещанин во дворянстве» (как поначалу его ехидно окрестили критики), а мещанин-дворянин. К слову, он поставил в МХТ уже 4 спектакля, а теперь принялся за «Господ Головлевых» с Евгением Мироновым в главной роли.

Наталья Черных
Газета Московский Комсомолец в Питере №10/18 за 11-03-2005