Интересное
Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Не в деньгах счастьеXV международный кинофестиваль «Послание к человеку» завершился вчера в Доме кино

Не в деньгах счастьеXV международный кинофестиваль «Послание к человеку» завершился вчера в Доме кино

XV международный кинофестиваль «Послание к человеку» завершился вчера в Доме киноОльга ШЕРВУДОн прошел бедно, однако изысканно.

XV международный кинофестиваль «Послание к человеку» завершился вчера в Доме кино
Ольга ШЕРВУД

Он прошел бедно, однако изысканно.
Да и то: никаких денег не хватит, чтобы оценить спектакль открытия, который разыграли артисты театра «Комик-трест» — всем известные Наталия Фиссон, Николай Кычев и Игорь Сладкевич, а поставил, разумеется, Вадим Фиссон. Подобного праздника, наверное, не было никогда ни на одном фестивале: не профессиональный капустник, а настоящая комедия и положений, и масок, и характеров в одном флаконе.
И при этом комедия тончайшая, вся построенная на таких нюансах, которые внятны лишь близким родственникам самого «Послания...», впрочем, все в зале были, что называется, свои.

Публика, вздрогнув вначале при звуках траурного марша (артисты хоронили дофестивальную жизнь), быстро приняла правила игры и уже не могла расслабиться от хохота вплоть до финала представления, ознаменованного, конечно же, маршем Мендельсона. И просто утирала слезы восторга, когда на сцене в компании клоунов очутились и сам гендиректор фестиваля Михаил Литвяков при галстуке патриотической расцветки, и Марк Рудинштейн с его самоличным, врученным Литвякову, призом «Золотой овен» (постоянные читатели нашей газеты знают контуры новой фестивальной интриги, развивающейся сейчас в кинопространстве Петербурга), и председатель жюри Андрей Смирнов, которого как раз и «поженили» с гендиректором Литвяковым.

\

И надо признать: союз оказался вполне удачным. В том смысле, что жюри распределило «кентавров» вполне адекватно, с чем этому фестивалю не очень-то везло.

\

Тут непременно уточню: «союз оказался удачным» — ни в коем случае не намек на то, что дирекция фестиваля надавила на жюри при определении лауреатов. Такого и в голову не должно приходить. Но главные люди на любом фестивале должны в итоге, каждый по-своему, сыграть на его идею, и Смирнов с его командой в целом не подкачали.

\

Итак, «Гран-при» «Золотой Кентавр» и 4000 долларов за лучший фильм фестиваля приняла Анастасия Лапсуи за фильм «Фата Моргана». Анастасия — ненка, родившаяся на Ямале, а теперь живущая и работающая в Финляндии, — известный в мире режиссер. Вместе с мужем Марку Лемускаллио они снимают неигровые и игровые картины о жизни народов Севера. Фильм «Фата Моргана» — о чукчах, о поэзии и прозе их жизни. О том, что исчезает сам их язык, а значит — и народ. О том, что сидит где-то на берегу озера бессмертная баба, к которой приходят души умерших чукчей. И если те чукчи не имели детей, баба топит их души, и они уже никогда, никогда не вернутся на землю.

\

Приз «Кентавр» и 1500 долларов за лучший короткометражный игровой фильм достался картине «Перед рассветом» венгра Балинта Кеньереса — лаконичной, без слов и музыки, мощной притче про то, что после каждой облавы на людей остается безучастная природа и один свидетель, чудом спасшийся.

\

Аналогичный «Кентавр» за лучшую анимацию присудили картине «Джем-сейшн» Изабеллы Плучинска (Польша, Германия). Пластилиновые муж и жена, довольно уже пожилые, не в силах противостоять всему этому джазу, несущемуся из кафе аккурат под их квартирой. Они танцуют и выдают в себе все еще молодых людей, что очень симпатично.

\

Эта картина была представлена в дебютном конкурсе, но жюри сочло возможным перевести ее в разряд «взрослых» работ. А среди дебютов оказались награждены — «Кентаврами» и тысячей долларов каждый — фильмы «Подсобное хозяйство» Егора Анашкина (ВГИК; жестко, но прямолинейно о свинстве и чести в армии), «Все в той стране должно» Гэри Маккендри (Великобритания, США; потрясающе мощная и горькая история ненависти, которую нельзя изжить) и «Все на продажу» Эндрю Котатко (Австралия; тонкая красивая иллюстрация известного каждой взрослой женщине: партнер должен быть старше тебя, и все тут).

\

И, наконец, две самые дорогие награды нынешнего «Послания...» — приз Jameson за лучший российский короткометражный фильм (6000 евро) и приз ассоциации Dan Revival Projects имени Дани Гуревича за лучшую операторскую работу — отданы картине «Прощание» студентки петербургского Университета кино и телевидения Александры Стреляной и ее оператору Александру Демьяненко. Сашу Стреляную, автора четырех картин, предъявленных ею на студенческих фестивалях в нашем городе и награжденных там, уже хорошо знают в профессиональных кругах: одаренную натуру видно с первого кадра. 20-минутный фильм по мотивам рассказа Бунина, сделанный как некое приношение Довженко, полон одновременно самого интимного и самого архитипичного, и во все это завернута настоящая тайна. Здесь нет места для рассказа о сюжете или оценки профессиональных составляющих, просто поверьте: Стреляная заслужила серебряную статуэтку и денежный приз, а Демьяненко — недельную профессиональную поездку в Париж.

\

И в целом можно лишь сожалеть, что стадо «кентавров» нынче сократилось из-за недостатка средств на их содержание: ненагражденными остались несколько очень интересных и сильных работ.

\

...А еще изысканности «Посланию к человеку» придал знаменитый гость — венгерский классик Миклош Янчо. Он провел пресс-конференцию, и все поразились жизнерадостности 84-летнего режиссера. Янчо говорил, что для фильма нужны три вещи: деньги, деньги и деньги. А когда я его спросила: «Что же нужно для жизни?» Ответил: «удача».

\

ФОТО АВТОРА