Среди антрепризных спектаклей бывают долгожители. Они умудряются просуществовать больше чем пару сезонов. Один из таких спектаклей, "Койка", – режиссерский дебют известного московского актера Андрея Соколова. Уже шесть лет спектакль колесит по стране, и как утверждают промоутеры, билетов на него не достать. А в Москве их стоимость достигает 100 у. е. Есть подозрение, что это преувеличение, но все равно возникает вопрос: как спектаклю удается держаться на плаву столько лет? Причем это не привычная для подобных спектаклей бродвейская комедия Нила Саймона или французский пустячок от Марка Камолетти. Соколов решил быть серьезным.
"Койка" – пьеса Андрея Яхонтова, претендующая на философское осмысление всей человеческой жизни. Символом бытия становится тот самый предмет на четырех ножках, на котором рождаются, потом продолжают род, затем умирают. Так и главный герой, названный Он (в этот момент Яхонтов, видимо, думал, что в него вселилась душа Леонида Андреева и он пишет "Жизнь человека-2"), проживает на сцене насыщенную жизнь. Главный вопрос спектакля – половой. Поэтому герой постоянно меняет любовниц. Очень быстро многочисленных партнерш героя перестаешь отличать друг от друга. Бесконечные связи – единственный способ познания для Него. Карусель по господину Фрейду крутится, пока у героя не умирает мама, – тут наступает раскаяние. А потом Его сын выгоняет спившегося с горя папашу с "належанного" места, и тот умирает. Тут зрители должны просветлетьот мысли о бренности всего сущего. Возможно, все на самом деле очень грустно, но московские критики за носовыми платками не потянулись, а обвинили спектакль в отсутствии глубины. Была бы это комедия – вероятно, и претензий было бы меньше. А если претендуешь на философский подход, то и спрос серьезней.
Соколов не использовал и вторую козырную карту антрепризы. В его "Койке" не заняты (так и хочется написать, не лежат) звезды первой величины, обеспечивающие половину сборов. Правда, в премьерных спектаклях главного героя играл Сергей Безруков, но, подраскрутившись, он предпочел из "Койки" вылезти. И его место занял Сергей Вакарчук – звезда дешевых мелодраматических сериалов вроде "Воровки" или "Ундины". Поэтому самой яркой персоной, занятой в спектакле, остается сам Андрей Соколов. Со времен "Маленькой Веры" – он один из секс-сиволов страны. Кстати, сам актер ненавидит этот ярлык. Но что поделать – более значительных фильмов или спектаклей в его карьере пока не случилось. Зато эффектную внешность чувственного голубоглазого блондина продолжают эксплуатировать в кино про ментов и бандитов. В последнее время медийный рейтинг Соколова ползет вверх. Правда, благодаря все тем же сериалам. А после съемок во "Все мужики сво…" он может претендовать на титул "мужчины мечты" для большинства российских зрительниц-домохозяек. Именно им и хочется порекомендовать ближайшие гастроли.
"Койка" 5 и 8 июля, Театр Комедии им. Н. П. Акимова
Мария Бошакова