Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Изображая драму

Изображая драму

Похоже, театр "Балтийский Дом", репертуарная афиша которого долгое время была серой и безликой (ликбез для школьников – "Евгений Онегин", "Ревизор" – и вялые попытки привлечь взрослых дуракавалянием вроде "Трех мушкетеров" или "Двенадцати стульев"), всерьез задумался о своем обновлении.

Похоже, театр "Балтийский Дом", репертуарная афиша которого долгое время была серой и безликой (ликбез для школьников – "Евгений Онегин", "Ревизор" – и вялые попытки привлечь взрослых дуракавалянием вроде "Трех мушкетеров" или "Двенадцати стульев"), всерьез задумался о своем обновлении. Можно по-разному относиться к движению НД (новая драма), к которому принадлежат авторы пьесы "Изображая жертву" братья Пресняковы, но то, что такой спектакль появился, – уже событие. В то время как Москва давным-давно охвачена эпидемией НД, у нас консерватизм преодолевается с большим трудом.

Возможно, зритель, собравшийся "культурно" провести вечер с дамой и считающий театр заповедником, брезгливо поморщится и гордо покинет зал, услышав со сцены смачный мат. Или увидев героев, занимающихся нетрадиционным сексом. Но спешить не стоит. Пресловутая "ненормативная лексика" не исчерпывает всех достоинств текста (хотя нельзя не признать, что матерные диалоги Пресняковых остроумны, а финальный монолог капитана милиции просто блистателен). Пусть вы не увидите ни особенных "прорывов" в режиссуре, ни нового способа актерского существования – зато ощутите обжигающий перцовый вкус современной драмы.

Игорь Коняев, понимающий всю эпатажность и свежесть материала, решил на ней же и сыграть. Получилось, правда, несколько сумбурно: обилие необязательных ходов сбивает с толку. Тут вам и Татьяна Доронина на экране, и мать героя вдруг оказывается в его воображении Мэрилин Монро, и призрак папы, напоминающий клоуна из телепередачи "Каламбур", гремит номерком на ноге. Красно-черные "траурные" цвета, в которых выдержана сценография, наводят на мысль, что трупов в финале будет много, – так, собственно, и происходит.

Зрителей сажают на сцену по периметру квадратной площадки – не то ринга, не то бассейна, оглушают музыкой, показывают им устрашающие манекены, да еще дают возможность видеть происходящее с нескольких точек – помимо "живой" картинки постоянно идет телевизионная, транслируемая с мониторов. Пародия на бесконечные реалити-шоу плавно переходит в "черную" комедию. Ритмы, картинки, звуки сплетаются в единую картину нашего сумасшедшего времени. Прием не новый – однако себя оправдывает. Актерам трудно: юные Алексей Сильянови Влад Юрчекевич, по очереди играющие Валю, старательно взвинчивают себя до истерики. Владу удается быть пронзительнее и точнее – за эту роль он даже номинирован на "Золотой Софит", и не как дебютант, что естественно в его "юношеской весовой категории", а как исполнитель "лучшей мужской роли". Мэтры "Балтдома" (Роман Громадский и Татьяна Пилецкая) хотя и чувствуют себя с непривычки несколько скованно, вполне убедительны и заразительны. Громадскому, который преодолел в этой роли наработанные годами штампы "передовика производства", тоже светит "золото" – за роль второго плана.

"Изображая жертву" 5 и 6 августа "Балтийский Дом"

Людмила Филатова