Персональная ретроспективная выставка Гюнтера Закса, открывшаяся в Мраморном дворце (ГРМ), впервые знакомит публику с творчеством этого мастера.
Получивший блестящее образование в Швейцарии и унаследовавший империю «Опель», Гюнтер Закс сумел успешно проявить себя в бизнесе и искусстве, сочетать светскую жизнь международной богемы и серьезную работу. До сих пор редкая статья о нем обходится без упоминаний о его головокружительном романе и браке с Брижит Бардо (хотя обо всем этом кинозвезда рассказала сама в изданных на всех языках мемуарах «Инициалы Б. Б.»).
\
И все же сейчас можно наблюдать, как из «скандально известного» плейбоя он становится известным художником. Теперь чаще пишут не о его светской жизни, а о его творчестве, его новых выставках и фотоальбомах. И не в бульварной прессе, а в серьезных журналах, посвященных искусству.
\
С 1975 года Гюнтер Закс работает для модных журналов, в частности для французского и немецкого Vogue, снимает для календарей и рекламы. Параллельно делает фотографии для изысканных эстетских журналов об искусстве и книг.
\
Наибольший успех получила художественная серия «Героини» (1991 год), над которой мастер в течение шести недель работал с топ-моделью Клаудией Шиффер. Он выбрал Клаудию не только потому, что тогда она, причисленная к рангу супермоделей, была на пике популярности. Но и по личным причинам. Клаудию Шиффер, когда она начинала свою карьеру, журналисты хором называли «новой Бардо». Гюнтер Закс признавал это сходство: «Она так похожа на Брижит, что порой мне кажется, это она и есть». Клаудия предстала на его снимках в образах роковых женщин разных эпох — Клеопатры, Лары (героини «Доктора Живаго»), Маты Хари, Айседоры Дункан.
\
Не все образы знаменитых femme fatale удались творческому тандему в равной степени. Образ Лары, возлюбленной Юрия Живаго, создается сочетанием двух фотографий: абстракции, запечатлевшей голубые сияющие узоры, похожие на те, что рисует мороз на стеклах, и портрета румяной Клаудии Шиффер в лисьей шапке. Драматизм ее свеженькому наивному лицу, вероятно, должна придать глицериновая слеза, переливающаяся, как льдинка или бриллиант. Мороз и солнце, лед, мех, бриллианты и слезы — расхожий набор штампов, символизирующих в глазах европейцев «русский стиль», а заодно и «загадочную славянскую душу».
\
Изображающая Айседору Дункан Шиффер снята в движении, в сложном ракурсе. Черное платье сливается с черным фоном, на котором выделяется бледное лицо, тонкие руки в изломанном, каком-то обреченном, жесте и длинный алый шарф, который летит, тянется через всю фотографию — к автомобильному колесу. Хотя и это решение не назовешь оригинальным, фотография не лишена не только внешней эффектности, но и эмоциональной выразительности.
\
Еще в пятидесятые годы Гюнтер Закс начал собирать коллекцию современного искусства (поп-арт, информель), руководствуясь только собственным вкусом. В течение нескольких лет он возглавлял в Мюнхене Музей современного искусства. В 1972 году он открыл в Гамбурге художественную галерею, где показал первую на европейском континенте выставку Энди Уорхола. Закс хорошо разбирается в современном искусстве, и это заметно: многие его фотографии, в особенности дигитальные (цифровые), полны отсылок к творчеству знаменитых художников.
\
Порой это скрытые цитаты, получившие удачное развитие, как в случае с триптихом «Посвящение Рене Груо». Гюнтер Закс создал элегантные стилизации на тему модных эскизов знаменитого французского иллюстратора моды. Огромные портреты Шиффер выполнены в смешанной технике: фотографии ее хорошенького личика сочетаются с изящными удлиненными силуэтами, нарисованными одной-двумя выразительными линиями, и эффектными деталями — роскошные шляпы в духе 1930-х и 1950-х годов, черные перчатки, белый жемчуг.
\
Зато в «Посвящении Уорхолу» г-н Закс почти буквально повторил знаменитую серию короля поп-арта, растиражировавшего по-разному раскрашенный портрет Мэрилин Монро. Только вместо Монро — Клаудия Шиффер.
\
Почти десять лет Гюнтер Закс работает над дигитальными фотографиями и компьютерными композициями. С помощью компьютера он создает сюрреалистические композиции, сочетая реальные и виртуальные объекты. Пейзажи, освещенные грозовыми молниями, бледной луной и алыми закатами, водопады, горы, пески пустыни, архитектурные фантазии в духе Людвига II Баварского — часто лишь фон для обнаженных моделей.
\
Гюнтер Закс признает, что нельзя требовать от фотографии только художественных достоинств, что документальные снимки не должны оставлять за кадром безобразное или обыденное. Но его всегда интересовали постановочные фотографии, в которых он моделировал новую реальность, представляющую смесь из гламура, мистики, эротики. Порой его упрекают в подмене красоты красивостью, а гламура — кичем. Сам маэстро говорит, что он «всегда оставался тем, кто ищет в этом мире красоту, служит красоте, хочет показать ее другим людям. И если меня, не без иронии, назовут эстетом, я не буду с этим спорить».