"Девочки с персиками" не будет. Сначала хотели делать очень большую выставку и привезти из Третьяковки, из музеев Пскова, Новгорода, Нижнего Новгорода всем известные шедевры и вещи, которые у нас никогда не выставлялись. Потом подумали и решили, что у нас самих Серова много. Будут наши шедевры: фантастическая женщина-шляпа – княгиня Ольга Орлова, "девочка Боткина", за которую Серов получил Золотую медаль на Всемирной выставке, лукавая Мара Олив и другие женщины-цветы, плавающие в модерновом эфире. Будут "Дети", сыновья художника Александр и Георгий, глядящие в даль. Будут нарядные Петр II с цесаревной Елизаветой на псовой охоте и Екатерина II на соколиной из иллюстраций к историческому очерку "Царская и императорская охота на Руси". И много графики, которая редко или никогда не выставлялась.
Вообще-то Серова больше трех – уже много, потому что энергии каждого его холста и рисунка хватило бы на десять. Угрюмый тип с волчьей повадкой носил в себе неистощимые запасы артистизма. Кажется, Серов все делал от богатырского избытка сил. Легко менял манеры. Жонглировал нестандартными приемами вроде фирменного ноу-хау – парадных портретов важных персон с животными-питомцами, где выражение морды как бы случайно соотносится с выражением лица и задает мимический тон картины. Щеголял знаниями исторических подробностей и фантазией в воспроизведении мелочей ушедших эпох. Упражнялся в головоломных композиционных ребусах в "Иде Рубинштейн", "Похищении Европы". В заказных аристократических портретах лихо тормозил живописную машину точно на краю, где кончается изысканный шик и начинается вульгарность. Витальность и степень артистического накала компенсируют и то, что людей, которых пишет Серов, уже никто не помнит. И то, что гротескно-театральные персонажи древней и новой истории, которые так любил модерн, чересчур выразительно для нас играют свои роли.
Д.А.
С 3.11 Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
TimeOut №77, 24 октября - 6 ноября 2005 г.