Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Романтично, но очень сладкоТоржественно открылся VI международный фестиваль балета «Мариинский»

Романтично,
но очень сладкоТоржественно открылся VI международный фестиваль балета «Мариинский»

Торжественно открылся VI международный фестиваль балета «Мариинский»Игорь СТУПНИКОВВ зале царила праздничная атмосфера, среди зрителей — зарубежные гости, критики и журналисты.

Торжественно открылся VI международный фестиваль балета «Мариинский»
Игорь СТУПНИКОВ

В зале царила праздничная атмосфера, среди зрителей — зарубежные гости, критики и журналисты. Как всегда, почтила фестиваль своим присутствием и когорта московских балетоведов, а также зарубежные поклонники творчества выдающихся танцовщиков — Игоря Зеленского и Николая Цискаридзе, чьи творческие вечера включены в программу фестиваля. Последний, хотя и москвич по происхождению, уже давно прикипел сердцем к Мариинскому театру и считается здесь почти своим.

За кулисами тоже царило волнение, ведь все гастролеры хотели хоть глазком взглянуть на исполнителей первых спектаклей. Ими стали гостеприимные хозяева дома, дважды исполнившие премьерный спектакль — балет «Ундина».

\

Этот балет, впервые поставленный французским классиком Жюлем Перро в лондонском театре Ее Величества в 1843 году, всегда манил красотой хореографии разных балетмейстеров. Они редактировали, дополняли и нередко изменяли оригинал. Меняла «Ундина» и название: в 1851 году Перро, лично осуществивший постановку в Петербурге, назвал свой балет «Наяда и рыбак».

\

Много ли сохранилось от оригинальной «Ундины»? Увы, лишь отрывки партитуры, записанные композитором Цезарем Пуни, да многочисленные рецензии, опубликованные в петербургской прессе и лондонской «Таймс».

\

Нынешнюю постановку осуществил французский хореограф и исследователь Пьер Лакотт, которому все пришлось начинать с нуля. Имя Лакотта хорошо знакомо нашим любителям балета: в 1977 году он впервые показал на сцене Кировского театра легендарный балет Филиппа Тальони «Сильфида», который хореограф реставрировал благодаря своим находкам в библиотеке Лувра. Двумя годами позже очарованный, по его словам, мастерством ленинградских танцовщиков Лакотт снова приехал в Кировский театр и поставил для труппы фрагменты старинных балетов «Маркитантка», «Хромой бес» и «Бабочка».

\

«Ундина» в постановке Лакотта перенасыщена танцем в его разнообразных формах: сольные вариации, дуэты, трио, массовые ансамбли следуют друг за другом непрерывно. Хореограф выплескивает на сцену весь свой запас знаний и мастерства, не давая зрителю ни малейшей передышки между отдельными номерами и фрагментами.

\

И происходит неожиданный парадокс: классический танец начинает утомлять. Поток вариаций кажется бесконечным, притупляет восприятие. Избыточная танцевальность оборачивается однообразием хореографии. Лакотту-хореографу не хватает мастерства режиссера, который железной рукой отсек бы длинноты, убрал повторы.

\

Постоянно работая в жанре романтического балета XIX века, Пьер Лакотт порой повторяется. В «Ундине» явно ощущаются цитаты из других его сочинений — «Дочери фараона», недавно реконструированной им на сцене Большого театра России, «Тщетной предосторожности», «Коппелии». А сцена морского царства в «Ундине» почти полностью, вплоть до жестов, повторяет второй акт балета «Жизель».

\

«Ундина» напоминает роскошный многоярусный торт, украшенный цветами, эмблемами, вензелями, искусно приготовленный виртуозом-кулинаром для корпоративной встречи единомышленников. Много ли можно отведать этого чуда кулинарии? Уверен, насыщение наступит очень быстро.

\

Когда труппа приступила к репетициям, были назначены несколько составов исполнителей. Перед премьерой остался всего один состав. Среди прочих причин сыграла роль и эпидемия гриппа. Заболела Диана Вишнева, готовившая партию Ундины. Оба премьерных спектакля танцевали Евгения Образцова (наяда Ундина) и Леонид Сарафанов (рыбак Маттео).

\

Юная Образцова умело раскрывает внутренние закономерности романтического стиля, наполняя хореографический рисунок тщательно разработанной актерской игрой. Ее Ундина — образ женственности, таинственного лукавства и внутренней силы. Образцова словно не знает технических усилий, в ее танце — тонкие нюансы и аристократизм классической школы. Леонид Сарафанов — самобытный танцовщик, виртуоз. У него упруго-мягкие, быстрые вращения, воздушный прыжок. В образе Маттео есть главное — романтическое мироощущение, то особое беспокойство души, томимой недостижимыми идеалами.

\

Фестиваль продолжается. Впереди встречи с молодыми хореографами, чьи работы, далекие от возвышенной романтики XIX столетия, внесут свои краски в палитру балетного праздника.

\

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ