Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Сто один персонажв исполнении тридцати авторов

Сто один персонажв исполнении тридцати авторов

в исполнении тридцати авторовЕлена АЛЕКСЕЕВАКнига такого масштаба, пожалуй, впервые издана в Петербурге. Культурная столица давно нуждалась в некой ревизии накопленных духовных ценностей.

в исполнении тридцати авторов
Елена АЛЕКСЕЕВА

Книга такого масштаба, пожалуй, впервые издана в Петербурге. Культурная столица давно нуждалась в некой ревизии накопленных духовных ценностей.
И вот — один из реестров — «Актеры-легенды Петербурга», издание Российского института истории искусств, осуществленное совместно с Российской Академией наук и Министерством культуры РФ. Пятьсот восемь страниц, сто один персонаж. Более тридцати авторов, которые несколько лет трудились над созданием собирательного портрета воплощенной легенды петербургской сцены.

Что такое легенда? Этот вопрос для столь солидного коллектива искусствоведов, наверное, решен. Хотя в предисловии редакторы-составители Алексей Лопатин и Марина Майданова признаются: «Мы не достигли «чистоты» жанра, не вывели универсальную «формулу» легендарной личности, ибо в каждом отдельном случае эта формула была сугубо индивидуальной и неповторимой». Так или иначе, но отбор состоялся: из множества артистов лишь немногие удостоились звания легенды. Зато каждое лицо (книга иллюстрирована скупо, но выразительно) вызывает поток ассоциаций, проматывая киноленту памяти. Кто-то из великих артистов знаком лишь по книгам, кого-то довелось видеть на сцене или на экране, иные и ныне выходят на подмостки БДТ, Театра имени Ленсовета, ТЮЗа...

\

Авторы книги обозревают петербургский звездный небосклон и по горизонтали, и по вертикали. Под одной обложкой встретились и первые легенды русской сцены — начиная с Федора Волкова, и примадонны Императорской сцены, и прославленные мастера, творившие уже в советскую эпоху... При этом книга объединяет все сценические жанры: драма, опера, балет, эстрада, цирк, оперетта — низкое и высокое существуют на равных. Какие споры среди легенд? Как определить, кто выше для питерской публики: Гликерия Богданова-Чеснокова или Наталья Дудинская, Ефим Копелян или Павел Кадочников?! Тем, пожалуй, книга и хороша, что выстраивает новый ряд, создает новейший «мифологический словарь», позволяющий по-иному взглянуть на уходящие в историю события, факты, лица. Алфавитный принцип построения тома может кому-то показаться спорным. Однако в нем есть и преимущества: возникают странные сближения, мудрость исторического взгляда сглаживает пристрастия. Игорь Горбачев и мечтать не мог, что окажется между Ольгой Глебовой-Судейкиной и Еленой Грановской. Ирине Зарубиной выпало соседство с Яниной Жеймо (с которой, впрочем, они даже вместе в кино снимались) и с Авдотьей Истоминой, той самой, воспетой Пушкиным, которая «летит, как пух от уст Эола». Эдита Пьеха стоит рядом с Софьей Преображенской и Аркадием Райкиным, Ирина Соколова — между Иннокентием Смоктуновским и Юрием Соловьевым...

\

Демократичность сборника, надеюсь, многим придется по сердцу. В словосочетании «петербургская легенда» оба слова равноправны. Оттого, как мне кажется, балетоманы, читая очерки об Улановой, Барышникове или Лопаткиной, непременно задержат свое внимание и на артистах драматической сцены. Ценители оперы не ограничатся статьями о Николае Фигнере, Николае Печковском или Иване Ершове. Знатоки отечественного кино (которым здесь раздолье) почерпнут что-то новое о театральной карьере своих любимцев. В книге привлекает и то обстоятельство, что даже «бывшим петербуржцам» всех поколений нашлось место среди легенд. Не только Матильда Кшесинская, но и Татьяна Доронина с Олегом Борисовым и Сергеем Юрским удостоены звания легенд Петербурга.

\

Конечно, эссе, вошедшие в книгу, не равноценны. Есть блестящие очерки, есть традиционные повествования, не дотягивающиеся до уровня героев. Случаются и досадные ошибки, которые можно было бы выправить за время, пока книга готовилась в печать. Причины редакторских промахов тоже объяснимы: едва ли в городе есть универсальные специалисты, свободно ориентирующиеся и в прошлых веках, и в современности. Огрехи простительны. Особенно на фоне титанического труда, который стоит за созданием подобной книги.

\

Если авторам и будут предъявлены претензии, то, скорее всего, за то, что не всем достойным нашлось место под обложкой книги «Актеры-легенды Петербурга». Мифологических персонажей в нашем городе гораздо больше, чем мог вместить в себя даже такой толстый том. У каждого — свои пристрастия. Мне, скажем, обидно, что не нашлось места для Нины Ольхиной и Владислава Стржельчика, что отсутствуют ныне действующие оперные звезды. Печалит и тираж книги — 500 экземпляров. Однако будем надеяться, что Институт истории искусств продол-жит издательскую деятельность и станет ежегодно проводить ревизию мифов и легенд Петербурга.