Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Выставка Елена Орловой-Афиногеновой

Выставка Елена Орловой-Афиногеновой

Живописец Елена Орлова-Афиногенова, закончив мастерскую самого знаменитого и влиятельного в 1960-80-е годы профессора института имени И.Е.Репина Е.Е.Моисеенко, в раннем творчестве, хотя и испытала определенное его влияние, все же явно избежала факта превращения в художника «школы Моисеенко», что случилось со многими его учениками.

Живописец Елена Орлова-Афиногенова, закончив мастерскую самого знаменитого и влиятельного в 1960-80-е годы профессора института имени И.Е.Репина Е.Е.Моисеенко, в раннем творчестве, хотя и испытала определенное его влияние, все же явно избежала факта превращения в художника «школы Моисеенко», что случилось со многими его учениками.
Вдумчиво и глубоко изучая технологию живописи старых мастеров и в частности «голландцев», Елена одновременно поставила перед собой творческую задачу – раскрыть тайну их неувядаемого долголетия в глазах последующих поколений. Ответ Елена получала через собственное творчество. Во-первых, она бесконечно не уставала восхищаться красотой предметов бытия в сочетании с атрибутами искусства. Это фрукты, цветы, дары моря, стекло и хрусталь, театральные маски и музыкальные инструменты её изысканных натюрмортов. Во-вторых, персонажи античных мифов с их проверенным очарованием сюжетов, которые пробуждают в зрителе ассоциации с прекрасной классикой «детства человечества». И, наконец, одной из основополагающих, программных примет живописи Елены является её сугубо «петербургский характер». Это серебристо-серый колорит «балтийской волны», частый выбор морских предметов – раковин, улиток и тому подобной живности. Город у Елены часто населяют аллегорические существа, подобные вздыбленному кентавру или убегающим музам. Такой фантастический образ Петербурга пришел к ней от А.Пушкина и А.Блока.
В середине 1990-х годов творческий поиск привел Елену к новой живописной технике. Она сначала наносит на жесткую основу рельефный слой левкаса (смеси гипса и клея) с намеченными контурами будущей композиции картины, а затем на высохший левкас наносит рисунок и живопись. Эта техника усиливает объемность изображения и придает картинам особую декоративную монументальность.
С 1996 года Елена начинает сотрудничество с Историко-литературным музеем в городе Пушкине (б.Царское Село), где она окончательно поселяется и выполняет целый цикл монументальных исторических картин рельефной живописи.
Великие тени прошлого такого «культового места», «города муз», каким является Царское Село, не может оставить равнодушным художника. Городской музей заказал Елене серию картин «Знаменитые люди Царского Села». Каждая композиция этой серии воспроизводит один из эпизодов, связанных с тем или иным Царскосельским державным владельцем. Персонажи картин – основатели Царского Села – Петр1 и Екатерина 1, император Александр 1 и главноуправляющий городом Я.В.Захаржевский, семья последнего русского Государя Николая П, поэт Анна Ахматова изображаются среди конкретного Царскосельского антуража в соответствии с известными реальными событиями истории. Эти исторические реконструкции не сухая хроника царскосельской жизни и не краеведческие картины в обычном их понимании. Елена, прежде всего, стремится художественно передать колорит эпохи и создать убедительные образы известных персонажей, выразить свое понимание их характеров, сформировавшихся в зависимости от исторических событий и личных качеств героев. Это программное искусство предполагает длительный подготовительный период изучения материала и глубоких знаний атрибутов и деталей воспроизводимой эпохи. Результат получается, как правило, оригинальный и художественно убедительный.
Под воздействием большого заказа на исторические реконструкции в творческой лаборатории Елены появляется большое количество небольших исключительно декоративных композиций в технике коллажа, своеобразных стилистических реконструкций представленных в виде театрализованных сцен - «Венеция», «Вена», мифологические сцены.
«Царскосельский период» творчества живописца Елены Орловой-Афиногеновой стал самым плодотворным и наполненным значительным смысловым и духовным содержанием.
Одновременно с историческими картинами Елена никогда не прерывала свои занятия натюрмортом. Этот её любимый жанр в 2000-е годы достигает своего максимального расцвета. Все накопленные навыки в постижении искусства старых мастеров уже не сковывают её мастерство. Всё более уверенно и самостоятельно вглядывается художник в натуру, постигая красоту предметов. Её цветовая гамма становится более звучной и яркой, исчезает сознательная приглушенность оттенков. Красота фактуры нежных лепестков цветов, блеска шёлка, мягкость бархата, сияние стекла и фарфора становятся особенно убедительными и превращают её натюрморты в вечный праздник жизни.
В настоящее время Елена находится в расцвете своего творчества, и мы ждем от неё новых живописных откровений.

Осенью в Санкт-Петербурге планируется персональная выставка Орловой-Афиногеновой. По словам организаторов, это будет значимое культурное событие города, выходящее за рамки понимания обычной выставки. Место проведения и точная дата пока не сообщается.

Выставка Елена Орловой-Афиногеновой - image 1

Хроника.
1953 – родилась в Ленинграде.
1983 – закончила институт им.И.Е.Репина (мастерская профессора Е.Е.Моисеенко).
1983 – картиной «Семья Токаренко» (дипломная работа) участвовала во Всесоюзной молодежной выставке.
1984-1988 – жила и работала в Москве.
1988 – принята в Союз художников СССР.
1984 – 1990 – участвовала в Московских и Ленинградских городских, зональных, Республиканских и Всесоюзных выставках.
1988 – вернулась на постоянное жительство в Ленинград.
1993 – персональные выставке в ЛОСХе, Павловском дворце-музее.
1995, 1996 – персональные выставки в Историко-литературном музее г.Пушкина.
1996 – начало работы над серией «Знаменитые люди Царского Села».
1999 – персональная выставке в Доме журналистов (С-Петербург).
2002 – персональные выставке в Мантуе (Италия), Берлине (Германия).
2006 – персональная выставка в Ольборге(Дания).
1990 – 2000-е – постоянный участник выставок в С-Петербургском отделении Союза художников России.
Произведения Е.Орловой-Афиногеновой находятся в частных собраниях и галереях России, США, Франции, Германии, Испании, Италии, Бельгии, Голландии, Японии, Финдляндии, Историко-литературном музее города Пушкина.


Н.А.Давыдова, искусствовед.