Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

И Медный всадник сдан в музей

И Медный всадник сдан в музей

Монументальная пластика – искусство идей. Идей масштабных, объединяющих нацию, таких, что с течением времени не мельчают. Именно по этой причине наш город украсили Медный всадник.

Монументальная пластика – искусство идей. Идей масштабных, объединяющих нацию, таких, что с течением времени не мельчают. Именно по этой причине наш город украсили Медный всадник, Александровская колонна, кони Клодта, вдохновенный Пушкин и другие замечательные произведения.

Памятник – барометр времени, в любую эпоху потрясения не обходят его стороной. Дело не только в том, что монументы свергают с пьедесталов, отправляют в ссылку. Отсутствие четких приоритетов, смутные представления о предназначении монументального искусства отражаются на его восприятии в целом. Иначе не объяснить, как статуя дворника – рядовая городская скульптура, вроде «девушки с веслом», в сознании многих обрела статус памятника. Можно утешаться тем, что в столице подобной чести удостоилась табуретка. Какие времена, такие идеи.

Жизнь бурлит вокруг монументов, пытается втянуть их в водоворот событий. В дни общегородских праздников горожане карабкаются на колени к статуям Ростральных колонн, случается, сбрасывают с пьедесталов бюсты, футбольные болельщики норовят триумф или проигрыш любимой команды увековечить надписями на памятниках – свидетельствах других побед. Совсем свежий пример – каток на Дворцовой площади только строится, но он уже нанес ущерб Александровской колонне. Постамент монумента зажат уродливыми постройками, как деревенский сарай частоколом.

Речь уже в который раз о том, что коль скоро мы ничего лучше создать не сумели, классические образцы монументальной пластики надо сберечь и передать потомкам. В Петербурге этим занимается единственный в нашей стране Музей городской скульптуры.

Без преувеличения это самый посещаемый музей в Петербурге. Поначалу его собрание ограничивалось памятниками в некрополях Александро-Невской лавры и на Литераторских мостках. Теперь в экспозиции, развернутой под открытым небом на улицах и площадях, больше двухсот памятников и полторы тысячи мемориальных досок. Горожане каждый день привычно снуют мимо Сфинксов возле Академии художеств, Московских и Нарвских триумфальных ворот, Ростральных колонн и других монументов, взглянуть на которые едут люди из других городов и стран.

Музей городской скульптуры один из самых динамичных и развивающихся в Петербурге. Он занимается охраной, изучением и реставрацией произведений монументального искусства. Некрополи Александро-Невской лавры в последние годы стали полигоном для испытания и внедрения новых реставрационных методик и технологий, разработанных учеными в содружестве с сотрудниками музея.

Вероятно, к 75-летию можно было выбрать яркий выставочный проект, посвященный, допустим, отреставрированным монументам. Музей остановился на другой, менее выигрышной, но гораздо более важной для сегодняшнего дня теме. Выставка «Вектор наблюдения» рассказывает о хранительской работе – наблюдением за состоянием памятников и развитием школы монументальной пластики нашего города.

Вернисаж привлек не только музейщиков, но и скульпторов, реставраторов, искусствоведов, студентов. Очень хочется, чтобы эту скромную по числу экспонатов выставку увидели как можно больше людей. Она рассказывает, как заботливо относились к памятникам в самые трудные для города годы – после революции и в военное время.

Все знают, время безжалостно. Памятники, как люди, стареют, теряют детали, надписи... В 1920-е годы их обмерами и фиксацией занимались художники и архитекторы, входившие в общество «Старый Петербург». Их последователи запечатлели облик городских монументов в годы войны и в послевоенное время. Чертежи, рисунки, акварели поражают точностью, художественностью и выразительностью. Заметно, что их выполняли с любовью.

Многочисленные фотографии из архива музея и других учреждений фиксируют важные события в жизни петербургских памятников – этапы реставрации, открытие новых монументов...

И, наконец, об идеях. Отдельный, очень поучительный раздел экспозиции посвящен конкурсам на проекты памятников, проводившимся в нашем городе за последние семь с лишним десятилетий. Таких конкурсов было десять. Некоторые, к примеру, на памятник Пушкину, шли долго и в несколько этапов. Понятно, почему победителем стал Аникушин.

Интересно рассматривать нереализованные проекты памятников Гоголю, Островскому, Чайковскому, Шаляпину, монумента «Великому Октябрю»...