Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

В Этнографический, на ПМЖ

В Этнографический, на ПМЖ

Рассказать о музее в музее – именно таков, напомню, статус новой экспозиции – можно по-разному. Хотелось бы, например, описать оба больших экспозиционных зала.

Рассказать о музее в музее – именно таков, напомню, статус новой экспозиции – можно по-разному. Хотелось бы, например, описать оба больших экспозиционных зала. В первом вы погрузитесь в мир Духа и Веры (все помнят, откуда к нам пришли Десять заповедей? – а вот они снова начертаны...). Во втором – окунетесь в быт и праздники (а значит, тоже в традицию и верования) древнего народа. Который представлен в РЭМ (точно – к удивлению значительной части непросвещенной публики) бухарскими, горскими и грузинскими евреями, а также ашкеназами – теми, кто проживал на территории Восточной Европы. И не забудьте поднять глаза и рассмотреть буквы старинного алфавита – они обрамляют держатели штор на окнах.

Или можно было бы сосредоточиться на бесподобных книгах, на свитках Торы, ее принадлежностях и украшениях – где большинство из вас еще может узреть эти предметы? Но правильнее, если вы увидите их сами.

А еще лучше и веселее было бы описать гостей вернисажа с их разговорами между собой – редкий случай, когда в столь серьезном, как музей, месте звучит сразу столько анекдотов и поговорок. Понятно, каких.

Но, кажется, вернее всего привести здесь некоторые слова, сказанные в день открытия. А выводы за вами.

Однако прежде напомню историю: с 1916 по 1929 год в Петербурге – Ленинграде на Васильевском острове существовал Музей Еврейского историко-этнографического общества, созданного на средства состоятельных «старых евреев». А в Российском этнографическом музее – еще при императорской власти – собирались среди прочих памятники истории и культуры еврейского народа.

А теперь – цитаты. Опускаю лишь взаимные благодарности вышестоящих – нижестоящим за работу и обратные – за финансы и помощь.

Владимир Грусман, директор Российского этнографического музея:
– Три года назад президент Российской Федерации, будучи осведомлен о существовании музея истории и культуры древнего народа, волею судеб оказавшегося в пределах Российской империи, дал указание на новом этапе истории России открыть постоянную музейную экспозицию на ту же тему. Музей в музее. Но уже не частный, а государственный.

По специальной программе Федерального агентства по культуре и кинематографии мы приобрели 77 уникальных экспонатов, 45 их них уже в экспозиции. Всего же наши еврейские коллекции насчитывают более двух с половиной тысяч вещей.

По предложению ФАККа, часть экспозиции составляет раздел, посвященный библейской истории. Наш музей не исторический, не археологический, но мы попытались зримым образом показать, откуда взялся народ...

Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии:
– Очень существенно, что экспозиция появляется в стенах Российского этнографического музея. Здесь представлено начало еврейской истории как начало целого мира, в котором люди ощутили единобожие, чего не было прежде. Мир, который дал жизнь целой ветви цивилизационной, очень важной.

Одновременно это мир – исчезающий, почти исчезнувший. Идишская культура – культура людей из местечек на юге Российской империи, на территориях, которые теперь частично находятся в Польше, Белоруссии, на Украине, в Литве; она к концу ХХ века истончилась... Идишскую культуру очень трудно возродить и как бы воссоздать. Ее мир прекрасен – но он как воспоминание о прошлом перед предощущением будущего.

Важно понять: еврейский этнос – часть русской истории. Тевье-Молочник в спектакле по пьесе Григория Горина по Шолом-Алейхему говорил: «Я русский человек еврейского происхождения». Люди, которые будут сюда приходить, вспомнят эту фразу.

Анна Колупаева, начальник управления культурного наследия, художественного образования и науки ФАКК:
– Экспозиция – большой успех специалистов РЭМ. Они представили историю и культуру народа, который не имел своей территории. Задача очень сложная, коллеги из РЭМ с ней достойно справились.

Семен Якерсон, научный консультант РЭМ, автор и куратор экспозиции:
– Буду говорить в первую очередь как историк и востоковед. Два столетия мы живем в России, но вообще народу – сорок тысяч лет. Хотелось любыми способами – слайд-шоу, аудиозаписями, всеми иными – показать истоки.

В Петербурге (поскольку был столицей) сформировались уникальные коллекции еврейских письменных памятников, аналогов которым нет в мире. Мы попытались показать письменную культуру народа. Все памятники письменности от ХII до ХIХ века любезно предоставлены Российской Национальной библиотекой и Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения АН; выставляются впервые. Это Библия, Талмуд, религиозная и светская литература, переводы, комментарии – глубочайший духовный багаж еврейского народа.

Людмила Урицкая, главный консультант РЭМ:
– Памятники еврейской культуры рассыпаны, как говорила Цветаева, «в пыли по магазинам». То есть по хранилищам многих музеев города. Они есть в Музее истории религии, есть небольшой пласт в Эрмитаже, своеобразная коллекция – но это уже памятники изобразительного искусства – в Русском музее. Последние изыскания показали: всюду хранится хоть один совершенно замечательный памятник еврейской культуры.

Поэтому очень непросто будет создать когда-нибудь ее полноценный музей, где под одной крышей соберется все. Ибо каждый считает своим долгом хранить вещь у себя. Но сегодня нам удалось собрать многое, дружественные организации предоставили совершенно замечательные экспонаты...

Владимир Дмитриев, главный научный сотрудник РЭМ, автор и куратор экспозиции:
– Возможны были разные варианты экспозиции. Например, инкорпорация каждого еврейского комплекса в соответствующую региональную экспозицию. Ашкеназы нормально смотрелись бы среди украинцев, горские евреи – среди народов Восточного Кавказа... Почему же создан музей в музее, как абсолютно все теперь спрашивают? Ответов минимум три. Первый: по указанию президента. Второй: взята самая тяжелая проблема в этнографии, чем показано: все народы – народы, а мы все – люди. И третье: теперь всем очевидно – нельзя останавливаться на музее одного народа, надо делать комплекс музеев многих народов. Сколько их? Бесконечно.

Берл Лазар, главный раввин России, член Общественной палаты РФ:
– То, что народ передает из поколения в поколение, не должно быть забыто. Новый музей – подтверждение этой важной истины. Музей открыт при поддержке государства, по поручению президента. Следовательно, государству важно, чтобы люди знали – был такой народ. Но главное – государству важно, чтобы он развивался дальше.