Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Первый бал Наташи

Первый бал Наташи

Утренники в Смольном соборе «разрешила» реконструкция: теперь здесь не только исключительно красиво, но – главное – тепло.

Утренники в Смольном соборе «разрешила» реконструкция: теперь здесь не только исключительно красиво, но – главное – тепло. Юные «феи» и «принцессы» порхают в газовых платьях, не рискуя простудиться.

Праздник трехчастный. Сначала традиционные хороводы вокруг елки (она стоит сбоку от сцены, и пространства достаточно) с Дедом Морозом и Снегурочкой, которых трижды хором надо призвать, как и ту, что зимой и летом одним цветом, надо заклясть: «Зажгись! Зажгись! Зажгись!».

Третий персонаж представлений уже несколько лет – какой-либо зверь, знак года. Жизнь либреттистов сильно облегчена повальным увлечением китайским календарем (как работа киносценаристов – наличием мобильных телефонов). Не надо напрягаться-выдумывать: очевидные сюжетные коллизии и предсказуемый «вдруг – звонок» манят, как бесплатный сыр.

Нынче выпустили весьма объемных форм Мышь вот именно что с куском сыра; дети узнали ее по круглым ушам, но с Чебурашкой не спутали. Интермедии Деда Мороза, его Внучки и Мыши Чучи не блистали ни оригинальностью, ни слогом, ни интонацией. Итог тоже обычный: самые маленькие довольны, «циничные» младшеклассники кричат: «Мышь, верни подарки!»; взрослые терпят.

Следующая часть праздника оказалась тоже классической, но иного порядка: по-настоящему интеллигентной. Представили «Щелкунчика» на сюиту из музыки Чайковского, минут сорок. Танцевали участники хореографической студии Театра балета имени Якобсона, в основном дети. Понятная всем история, достойная хореография (трудности небольшой по размеру сцены почти незаметно преодолевались), старательное искреннее исполнение; милые лица, прекрасные костюмы. Увы, не предусмотрели никакую программку – и я не могу назвать имена ни изящной Маши, ни ангелоподобного без маски Щелкунчика, ни взрослой Феи...

В принципе без этого балета в Новый год никак. Особенно в Петербурге. (Второклассница Наташа сказала: «Седьмой «Щелкунчик!», хотя смотрела внимательно.) Жаль только, что страшный Крысиный король и его подчиненные (целая стая! или шайка?) никак не был соотнесен с Годом Крысы. Думаю, это могли легко сделать в третьей части утренника, если бы упомянутые либреттисты-сценаристы не бастовали, так сказать, мозгами. Маленьким зрителям, по законам восприятия, необходимо «отыграть» увиденное – и пара грамотных фраз Деда Мороза про победу Щелкунчика над ужасной крысиной группировкой была бы кстати.

Но Дед ограничился дежурным обращением: «Ребята, вам понравилось?». После хорового «Да!» (гулкий огромный собор скрадывает голоса и аплодисменты, впрочем, оказалось, что не всех родители учат аплодировать артистам) малолетние гости побежали обследовать Крысиную пещеру – декорацию в партере. И долго-долго, «до последнего посетителя», фотографировались с Дедом Морозом и Снегурочкой. Что, безусловно, хорошо и правильно, поскольку бесплатно. Правда, в начале «с небес» грозный голос сказал, что сей акт небескорыстен – да разве родительские «мыльницы» остановишь? Голос больше и не возникал.

Не менее традиционные, чем «Щелкунчик», шоколадные конфеты завершили праздник. Но были еще подарки от Растрелли и, как говорится, Господа Бога. Во-первых, желтые солнечные лучи в окнах купола поддержали Машу в ее Сне. А во-вторых, те, кто, уходя из собора, по обыкновению оглядывается, увидели с площади необыкновенное: сине-белые стены на фоне темной синевы неба – невероятной для этого времени года и суток.

В Музее Державина детей ждал иной сюрприз. Каждой девочке предложили бальное платье и шляпку с лентой, каждому мальчику – парадный мундир. И некоторые мамы захотели/рискнули переоблачиться; кое у кого забавно выглядывали из-под выреза на спине татуировки...

На взрослом языке праздник, устроенный впервые, назывался «Театрализованный просветительский вечер для детей и родителей в традициях русской дворянской культуры XVIII века». Сначала в парадной зале – полонез, полька, галоп; даже напрягшиеся мальчики в итоге заулыбались. Затем в домашнем театре Гаврила Романович лично принимал гостей – состоялось действо с участием ансамбля старинной музыки Musica Petropolitana (все в костюмах эпохи) и заслуженного артиста России Виктора Харитонова. Потом прогулка по дому с чтением стихов и рассказами. Всем в подарок – гусиное перо, «именно таким» записывал свои оды пиит. А в финале – угощение-аттракцион: шоколадный фонтан, который переливался с самого начала в углу, сообщая ближним комнатам исключительный аромат.

Конечно, первый бал отчетливо продемонстрировал, как неважно представляются «в теории» требования и возможности подобной ситуации, хотя и очевидно желаемой. Ее главные достоинства просты и безусловны. Дети, танцуя, знакомятся и общаются – чего не происходит на обычных «елках». А само благородное окружение (интерьер и музыка, речи и костюмы) ненавязчиво предлагает совершенно иной, чем в обыденности, – и хотя бы тем привлекательный – контекст.

Устроители, безусловно, скорректируют число гостей (их было многовато) и программу: все же для ребят, полагаю, лучше строить действо на стихах Пушкина, чем на произведениях Державина. А родители, возможно, в следующий раз позаботятся хотя бы о достойной гусарских костюмов обуви: сапоги проблематичны, но ведь тапочки никак не годятся... И догадаются, что к «двухсотлетнему» платью никак не подходят сумки даже самых жгучих брендов. Все эти «соображения» нелишни: просветительские утренники в Доме Державина предполагаются не раз в год, и мамаши уже озаботились тем, как не пропустить следующие.

В целом бал, несомненно, удался: вокруг были только довольные лица. Совершенно очевидно, что возле елки вовсе не обязательны Дед Мороз и какая-либо Чуча. Что можно не петь хором про трусишку зайку серенького и обойтись без дежурных картонных упаковок с конфетами. И главное – что стиль «новогодняя дискотека» давно надоел.

В Петербурге еще немало господских домов и настоящих дворцов; там живут и музеи. Которые уже вполне привыкли играть с ребятами в осенние каникулы – когда проходит фестиваль «Детские дни», о котором мы не раз рассказывали. Новогодние особенные праздники – необходимость. Иначе сборы Наташи Ростовой на первый бал так и останутся для многих людей не греющей душу чистой абстракцией.