Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

«Сельскую честь»

«Сельскую честь»

Михайловский театр 25 января 2008 года представит первую оперную премьеру сезона – «Сельскую честь» (“Cavalleria Rusticana”) Пьетро Масканьи в постановке Лилианы

Михайловский театр 25 января 2008 года представит первую оперную премьеру сезона – «Сельскую честь» (“Cavalleria Rusticana”) Пьетро Масканьи в постановке Лилианы Кавани.

Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма – плоть от плоти «Сельской чести».

Первая премьера нового сезона Михайловского театра, балет Адольфа Адама «Жизель, или Вилисы», была упоительной сказкой, трогательной историей, произошедшей когда-то где-то. Наивное детское восприятие этого мира, вера в красоту сумасшествия и смерти от любви, утешение всепрощением заставляет нас все так же бредить романтизмом, как и раньше. Первая оперная премьера затронет совсем другие струны души, заставит сначала задохнуться от красоты, после – от немой безысходности.

Опера «Сельская честь» вериста Пьетро Масканьи просит отличной от романтизма эстетики: неореализма, а здесь территория уже совсем других правил. Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе режиссер Лилиана Кавани. Ученица Лукино Висконти, всемирно известный кинорежиссер, автор знаменитого фильма «Ночной портье», Кавани не раз выступала в амплуа оперного режиссера: в 1996 и 1998 гг. на знаменитом музыкальном фестивале в Равенне были представлены ее работы «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Обоими премьерными спектаклями дирижировал Риккардо Мути, в главных партиях выступили Вальтрауд Майер (Сантуцца, «Сельская честь») и Пласидо Доминго (Канио, «Паяцы»).

Внимание Кавани к творчеству Масканьи и Леонкавалло можно объяснить ее интересом к веризму – направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер веристов характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Сжатый в одно действие напряженный сюжет - предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке - не мог не привлечь Кавани. «Кино - это сорт психоанализа, которому я подвергаю себя», - говорит режиссер. В оперной режиссуре она также не отказывается от своих принципов. В постановке «Сельской чести» Лилиана Кавани не ограничивается рассказом сентиментальной истории о любовном треугольнике, она втягивает зрителей внутрь постановки, делает их свидетелями и соучастниками любви, измены, убийства. Зритель оказывается свидетелем простого существования обыкновенных людей, живущих на прекрасной земле мамы Италии в гармонии с природой – той южной щедростью, компенсирующей отсутствие урбанистической роскоши. Вся пышность итальянской природы в этой постановке остается за кадром, однако ее влияние слышится уже в первой арии местного красавца, воспевающего свою возлюбленную. Нам же видна только часть скромного городского пейзажа, кусочек площади, дом и церковь. Цвета: песочный беж стен, охристая желтизна полотен, вывешенных в честь католического праздника. И на фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается тривиальнейшая история любви-измены-тайны. Обманутый муж, обесчещенная и брошенная любовница, мать, которая все сделает для сына – набор, характерный для многих любовных историй. Однако почти физиологическое проявление душевных страданий на фоне прекрасной музыки, выступающей вечной метафорой, оказывают воздействие, сравнимое разве что с личными переживаниями.

Пьетро Масканьи написал «Сельскую честь» для конкурса одноактных опер. Для создания либретто композитор привлек своих друзей Джованни Тарджони-Тоцетти и Гвидо Менаши, взявшими за основу новеллу Джованни Верги. Премьера оперы прошла 17 мая 1890 года в Риме, театр "Констанци", в 1891 году состоялась российская премьера в Москве, в 1894 году - в Петербурге. Премьера “Сельской чести” Пьетро Масканьи в Михайловском театре (тогда – МАЛЕГОТе) состоялась 27 октября 1945 года. “Сельская честь” стала первой самостоятельной работой молодого режиссера Нины Самосуд, лишь недавно окончившей Ленинградскую консерваторию, дочери выдающегося дирижера Самуила Самосуда. Дирижером и музыкальным руководителем спектакля выступил Эдуард Грикуров, художником-постановщиком – Теодора Шорр. Главные партии в премьерном спектакле исполнили Фанни Ратнер (Сантуцца), Владимир Бельский (Туридду). Премьера спектакля была признана одним из самых заметных событий культурной жизни послевоенного Ленинграда.

Первая знаменитая трактовка образа главной героини возникла на драматической сцене – Элеонора Дузе блистала в постановке «Сельской чести». Для музыкального театра важнейший вклад в развитие образа внесла Елена Образцова, ныне художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра. Ее легендарная Сантуцца стала воплощением отчаявшейся от неразделенной любви женщины.

Новая постановка в Михайловском театре перекликается с европейским и американским кино не только благодаря Лилиане Кавани: оригинальные декорации созданы выдающимся итальянским дизайнером и художником Данте Ферретти, работавшим в кино с Федерико Феллини, Пьером Паоло Пазолини, Мартином Скорсезе и многими другими выдающимися режиссерами. Костюмы разрабатывалась по рисункам Габриэлы Пескуччи, также много работавшей в кино, лауреата «Оскара» за лучшие костюмы в фильме «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе. Постановка знаменует возвращение итальянского неореализма не только на киноэкраны: одно из самых волнующих течений современного искусства вновь актуально как никогда.

25, 26, 31 января и 1 февраля 2008 года петербургские зрители смогут увидеть знаменитую оперу в постановке Михайловского театра. 9 февраля в рамках фестиваля «Черешневый лес» на сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко пройдут гастроли Михайловского театра, который представит оперу «Сельская честь».
В премьерных спектаклях заняты солисты Михайловского театра Елена Борисевич (Сантуцца), Дмитрий Головнин (Турриду), Мефодий Бужор (Альфио), Наталья Ярхова (Лола), Нина Романова (мама Лючия), а также приглашенные солисты Карина Григорян (Геликон-опера, Москва), Олег Кулько (Большой театр, Москва), Татьяна Анисимова (Национальный академический театр оперы и балета Украины, Киев). Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Даниеле Рустиони.