Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Бой продолжается. Теперь в новой аранжировке

Бой продолжается. Теперь в новой аранжировке

– Игорь Станиславович, демографический кризис, падение престижа музыкального образования привели к резкому сокращению числа желающих учиться музыке.

– Игорь Станиславович, демографический кризис, падение престижа музыкального образования привели к резкому сокращению числа желающих учиться музыке. В связи с этим музыкальные школы вынуждены рассчитывать свои программы не на одаренных детей, а, условно говоря, на тех, кто пришел. Вас это тоже коснулось?

– Я, может, удивлю вас, но динамика последних двух-трех лет такова, что именно одаренных детей к нам стало приходить больше. Если лет десять назад, прослушивая в день человек по пятьдесят, мы отбирали из них максимум пятерых, то из тех пятнадцати, которых мы прослушиваем за день сегодня, нашим требованиям соответствуют десять – двенадцать.

Если же рассматривать затронутую проблему в целом, то, к несчастью, отечественное музыкальное образование начинает копировать западное. Там оно построено очень грамотно, но единственным критерием отбора учащихся является платежеспособность родителей. Что из этого получается, хорошо видно на примере нынешней Германии. Все, что сейчас там «гремит» в музыкальной сфере, включая рок-музыку и самую знаменитую на данный момент группу Rammstein, вышло из ГДР, где музыкальное образование существовало на бесплатной государственной основе.

– Продолжим разговор о тех, кто «звучит», пусть и не так громко, как Rammstein. Среди ваших выпускников – «серебряный голос России» Олег Погудин, а как сложилась, например, судьба изумительной солистки Ани Ильиной, которой я заслушивалась в детстве?

– Анна руководила некоторое время младшей группой нашего хора, сейчас занимается подготовкой телевизионных программ. А, скажем, относительно недавняя наша выпускница Юлия Новикова после окончания Консерватории пела в Музыкальном театре г. Дортмунда (Германия), сезон же 2008/2009 гг. она встречает уже в качестве солистки Боннской оперы. Андрей Левин и Илья Кузнецов работают в театре «Буфф», да и в сериалах мелькают. В феврале этого года отметила 20-летие творческой деятельности прекрасный педагог петербургской Консерватории Светлана Горенкова. Сергей Зарубин – альтист в оркестре петербургской Филармонии, Михаил Голиков – руководит хором «Молодые голоса Петербурга». В ноябре в БКЗ «Октябрьский» будет концерт Зары, первые шаги которой на сцене также были связаны с нашим хором. А еще у нас занималась Татьяна Таранец – восходящая звезда Театра музыкальной комедии.

– Татьяна Таранец – лауреат высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит». В партии Сильвы из бессмертной оперетты Кальмана она очаровала повидавшую десятки исполнительниц дочь композитора, что тоже говорит о многом. Но давайте «прорекламируем» ваш коллектив с другой стороны, ведь подготовка профессионалов не является для вас приоритетом?

– Это так, мы ведь не хоровое училище. Самый значимый предмет нашей гордости в том – хотя это может прозвучать несколько странно, – что от нас не выходят неудачники. По крайней мере это касается тех, кто задержался у нас после двенадцати-тринадцати лет. Так получается, что наш хор является чем-то большим, чем просто кружок или некая творческая единица. Называйте это модным словом «тусовка» или клубом по интересам, хотя как раз интересы ребят простираются далеко за пределы собственно музыки. Кстати, группа наших бывших выпускников сделала в Интернете сайт «Республика хор». Много материалов о хоре размещено и на популярном Интернет-ресурсе «В контакте».

– В репертуаре хора, в котором, будучи школьницей, пела я сама, были фантастические в плане мелодического рисунка и какого-то внутреннего посыла советские песни. Конечно, тексты многих из них были перегружены идеологией, хотя в том возрасте в глаза это не бросалось. Подобные песни существуют сейчас?

– Песен на уровне, на котором писали Дунаевский и Соловьев-Седой, сейчас никто не пишет. Но так как мы позиционируем себя как городской хор и постоянно участвуем в городских мероприятиях, то вплотную занимаемся «реанимацией» старых песен. Пожалуй, в этой нише мы остались единственными, ведь хоры музыкальных школ преследуют другие цели и песнями почти не занимаются.

– А что это за «реанимация» и о каких конкретно произведениях идет речь?

– Так как звучание 1950 – 1960-х годов, тем более на площадках, подобных Дворцовой площади, сейчас уже не проходит, мы делаем новые современные аранжировки. Например, в прошлом году на 90-летие Октябрьской революции мы перепели в современном симфо-роке песню «И вновь продолжается бой». Она прозвучала на ура, ведь если абстрагироваться от текста, то это гениальная песня, никто лучше, чем Пахмутова, в подобном жанре не работал.

Скоро ожидается юбилей комсомола, и на концерте, который планируется провести в БКЗ «Октябрьский», будут звучать песни композиторов, удостоенных в свое время премии имени Ленинского комсомола. Мы получили заказ на Шаинского и готовим десятиминутное попурри на темы его песен. В прошлом году к юбилею Соловьева-Седого мы исполняли попурри из его популярных мелодий. А еще за последние годы нами были переаранжированы «Летите, голуби», «Широка страна моя родная», «Я люблю тебя, жизнь», да и много чего еще.

– Пытаетесь ли вы каким-то образом «реанимировать» что-то из незаслуженно забытой музыки XIX – XX веков? Бортнянский, кажется, вниманием нынче не обижен, а Калинников, Гречанинов?

– Бортнянский действительно исполняется в достаточном количестве, в том числе и нами. Калинников значительно меньше. Что касается Гречанинова, то нами озвучены фрагменты и из его Третьей литургии, и из Седьмой. А каждый духовный концерт мы заканчиваем «Многолетием». Есть в нашем репертуаре и ряд «хорошо забытых» гречаниновских дет-
ских песен, «Козел Васька» например.

Был такой немецкий композитор Корнелиус, он ровесник Шуберта, может, чуть помладше. Несколько лет назад во время концертного турне по Германии со словами: «Это интересно», – один человек подарил нам ноты написанной Корнелиусом Мессы ре минор. Мы стали первыми, кто исполнил это произведение в России.

– Много замечательной музыки написал любимый ученик Чайковского Сергей Иванович Танеев, но, к сожалению, сегодня ее почти невозможно услышать.

– В Капелле поют Танеева, хор студентов Консерватории постоянно к нему обращается. Сам же вопрос лежит в плоскости конъюнктуры. Поясню. Традиция большого количества любительских хоров, которая начиналась еще до Танеева и продолжалась в СССР, когда хоры были и при каждом институте, и при каждом заводе, к сожалению, ушла. И хоровая музыка меньше востребована.

К тому же для восприятия музыки Танеева требуется определенная слуховая подготовка. Ведь это не то же самое, что слушать красоты симфонической музыки Чайковского.

У нас в репертуаре есть чудесный танеевский хор «Посмотри, какая мгла», но спросом он пользуется только на конкурсах.

К тому же существует определенная финансовая зависимость. «Джентльменский набор» произведений для обычного концерта, скажем, где-нибудь в Германии: немного русской и западноевропейской духовной музыки, что-нибудь из русской классики, которая на слуху, что-нибудь из Баха – Генделя, ну и русские народные песни и романсы. Все. Больше ничего никого не интересует. Поэтому, для того чтобы «реанимировать», скажем, всю хоровую музыку того же Танеева, нужен какой-то продюсер, который либо вложит деньги сам, либо пробьет какие-то гранты.

– Попсу ваши ребята слушают, как вы думаете? Мои дочки в дошкольном возрасте «до дыр» заслушали и «Прекрасную Елену» Оффенбаха и «Иоланту» Чайковского, нынешние же лидеры их предпочтений – певица МакSим, группа «Король и Шут»...

– Я сам, когда учился в хоровом училище, слушал и хард-рок, и Beatles, и Queen. Хотя по статусу мне было положено любить только Глинку и Бортнянского. Молодежь всегда стремится слушать музыку своего времени, и ничего страшного лично я в этом не вижу. К тому же недавно я понял, что многое из того, что сегодня мы считаем непревзойденной классикой, было шоу-бизнесом своего времени. И тот же самый «Щелкунчик» Чайковского не что иное, как красивая грамотная попса...

А еще любая музыка дает слуховой опыт, который, например, нашим ребятам помогает естественно существовать в разных стилистических манерах – от русской духовной музыки до откровенного диско. Поэтому мы и приглашаем в свой коллектив ребят с любыми музыкальными предпочтениями. Кстати, именно с 4 по 18 сентября проходит прослушивание в наш хор. В Доме радио на Итальянской, 27, мы ждем мальчиков и девочек, которые любят и умеют петь. Они смогут проявить свои певческие возможности по четвергам с 17.00 до 19.00 и по воскресеньям с 11.00 до 13.00. Более подробную информацию можно получить по телефонам: 494-96-58 и 919-67-60.