Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Гоголь на оперной сцене

Гоголь на оперной сцене

Три одноактные оперы, авторы которых победили в проводимом еще три года назад закрытом конкурсе, наконец-то дождались своей постановки.

Три одноактные оперы, авторы которых победили в проводимом еще три года назад закрытом конкурсе, наконец-то дождались своей постановки. Показанные оперы очень разные: современная диссонантная музыкальная ткань «Тяжбы» Светланы Нестеровой соседствовала с фольклорными попевками и танцевальными ритмами оперы «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой и гротесковыми эпизодами «Коляски» Вячеслава Круглика. Первые два гоголевских сюжета ранее вообще не использовались в музыке.

Постановку каждого спектакля осуществляла отдельная команда молодых режиссеров и художников, поэтому музыкальные контрасты были подчеркнуты и театрально. За дирижерским пультом стояли Михаил Татарников («Тяжба») и сам Валерий Гергиев («Шпонька» и «Коляска»). В целом вечер оставил очень благоприятное впечатление: не перевелись еще таланты на Руси, а значит, будущее у академической музыки есть.

Спустя два дня Валерий Гергиев продирижировал оперой «Нос» Дмитрия Шостаковича. Созданный 22-летним композитором искрометный спектакль, воплотивший его мечту о новой опере, в 1930-м без всяких конкурсов был принят к постановке в ленинградском Малом оперном театре, а спустя год сошел со сцены. Возвращение оперы в наш город состоялось спустя более 70 лет – на сцене Мариинского театра ее поставил Юрий Александров с декорациями Зиновия Марголина. Фестиваль стал поводом, чтобы показать этот удачный спектакль, который, к сожалению, редко попадает в текущий репертуар.

Большая часть мероприятий гоголевского фестиваля представлена в новом Концертном зале театра, где состоялось несколько премьер. К показанной перед самым Новым годом опере «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова добавилась его же «Майская ночь», первая опера молодого Николая Андреевича на сюжет из Гоголя. Также впервые в этом зале прозвучали незаконченные оперы Модеста Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба». Из современных композиторов, обращавшихся к Гоголю, в фестивале представлен Геннадий Банщиков с мини-оперой «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и Родион Щедрин с грандиозной эпопеей «Мертвые души».

После недавнего скандального «Севильского цирюльника» (см. «Санкт-Петербургские ведомости» от 3 апреля. – Прим. ред.) классика на сюжеты Гоголя в Концертном зале Мариинки радует глаз привычными яркими костюмами, тряпичными цветочками и плетнями посреди сцены. Впрочем, и в этой бутафорской эстетике режиссер Александр Маскалин сделал вполне живые постановки. «Майская ночь» и вечер одноактных опер «Женитьба» и «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем» – спектакли для тех, кто не приемлет радикализм, но не прочь посмотреть веселое зрелище. Дирижерская работа Тугана Сохиева в «Майской ночи» и Михаила Агреста в операх Мусоргского и Банщикова заслуживает всяческих похвал, притом что все было сделано в очень сжатые сроки.

Про работу певцов-артистов, ставших настоящими героями фестиваля, стоит сказать отдельно. Это прежде всего певец замечательного комического дарования Андрей Попов, которому пришлось четыре дня подряд выступить в пяти спектаклях в разных ролях, показав при этом высочайший класс актерской игры. Яркие творческие работы представили Андрей Серов, Андрей Спехов. Идеальным попаданием в роль стало выступление Даниила Штоды с партией Левко в «Майской ночи». А в роли Панночки в этой же опере состоялся замечательный дебют сопрано Евгении Муравьевой.

Чреда Гоголевских опер, без сомнения, хороший подарок слушателю и серьезное испытание для работников театра. Впрочем, как известно, те, кто работает в Мариинском, перегрузок не боятся...