В субботу поздним вечером в наступившей темноте небо над Большим каскадом расцвело разноцветными огнями. Под музыку Баха, Чайковского, Глинки, Мусоргского один за одним «проснулись» фонтаны. Вокруг них в танце кружились пары в одеждах императорских времен. На фасаде Большого дворца возникали живописные узоры, распускались цветы, появлялись гербы и флаги, оживали портреты царственных особ, картины проплывающих петровских кораблей... Главными действующими лицами спектакля, по традиции, стали четыре стихии – Вода, Огонь, Музыка и Свет. В их честь представление и получило имя.
Нынешний праздник, по мнению организаторов, превзошел предыдущие. Масштаб ему обеспечило финансовое участие компаний-спонсоров – «Ленсвет», «Энергия холдинг» и «Санкт-Петербургские электрические сети». О стоимости затрат можно судить уже по тому, что генеральной репетиции не проводилось. Слишком дорого.
Зато в целом уходящий сезон, вопреки опасениям, связанным с кризисом, столица фонтанов пережила благополучно.
– Мы ожидали большей беды, – рассказала генеральный директор музея-заповедника Елена Кальницкая, – но значительных проблем не было, если не считать плохой погоды. В дождь в Петергофе пусто, зато в солнечные дни здесь море людей.
Летом во дворцах и парках Петергофа побывали почти три миллиона посетителей. Это немногим меньше, чем в предшествующие годы. На каждого иностранного гостя приходится три наших соотечественника. У иностранцев особым расположением пользовался двухдневный тур Петергоф – Царское Село.
Для пригородных императорских резиденций борьба за посетителей в буквальном смысле дело жизни. Петергоф зарабатывает втрое больше, чем ему выделяет бюджет. В этом году из федерального источника он получил все, что было обещано. Но никто не скрывает, финансирование в следующем году будет более скудным.
– Музеи-заповедники ориентируют на то, чтобы свои проблемы они решали самостоятельно, – рассуждает Кальницкая. – Это новые для нас задачи. Проект закона о хозяйственной деятельности музеев-заповедников, с одной стороны, расширяет наши права, с другой – меняет стиль жизни.
Есть еще одна важная и необходимая часть жизни столицы фонтанов – реставрация. Этим летом в Нижнем парке посетители увидели отреставрированный павильон «Эрмитаж», где восстановлен подъемный стол XVIII столетия. Приведена в безупречный вид аллея фонтанов вдоль Морского канала, завершено воссоздание Зеленого лабиринта. В планах следующего года реставрация западной части Нижнего парка – дворца «Марли», Марлинского пруда и Марлинского вала.
Особая забота и головная боль ГМЗ «Петергофа» – Ораниенбаум. Там идет обследование интерьеров и ремонтируется кровля Китайского дворца. Есть надежда, что к финалу нынешнего годы мы увидим в полном блеске фасады Большого Меншиковского дворца. Ораниенбаум получает целевое финансирование из федерального бюджета пока в полном объеме. Для оживления жизни вокруг памятника в парке открыто «поле ремесел», работает интерактивный кинотеатр, кафе, организовано катание на лошадях. Поток посетителей в парке увеличился втрое.
Самое время сказать, что Петергоф прощается с летом, но не закрывает сезон. 23 сентября в Музее семьи Бенуа откроется интересная выставка «Императорские путешествия», рассказывающая о том, какими замечательными туристами были российские венценосные особы. Главная новость – фонтаны будут радовать посетителей Нижнего парка до 11 октября. Садовники высадили на клумбы у Большого каскада свежие цветы.
Сотрудники музея уже думают о программе зимних развлечений – балах и праздниках, способных привлечь публику в обычно мертвый для столицы фонтанов сезон.