Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Коронация в Капелле

Коронация в Капелле

На днях коллектив вернулся из Новгорода, где участвовал в юбилейных торжествах. «Гастрольные поездки даются с трудом, до сих пор нет государственной программы, направленной на поддержку концертов крупных столичных оркестров в провинции.

На днях коллектив вернулся из Новгорода, где участвовал в юбилейных торжествах. «Гастрольные поездки даются с трудом, до сих пор нет государственной программы, направленной на поддержку концертов крупных столичных оркестров в провинции. Не секрет, что в малых городах денег на дорогих гастролеров нет. Нам легче доехать до Парижа, чем в небольшой российский город. Такой вот парадокс», – говорит художественный руководитель Капеллы и хора Владислав Александрович Чернушенко.

Каждый раз, бывая в Капелле, не перестаю удивляться странному эффекту здешнего пространства. Вроде бы зал сравнительно небольшой, даже камерный. Но выглядит огромным за счет света, проникающего в большие окна. Даже зимой здесь, кажется, светит солнце. Хотя пока зал пуст, в нем холодно и не слишком уютно. Все застыло в ожидании публики.

Совсем другое дело – административный корпус. В бывших классах хорового училища несмолкающие репетиции; без конца звонит телефон, на том конце провода постоянно требуют директора; служащие и музыканты буквально сталкиваются друг с другом в узких коридорах, каждый спешит, чего-то не успевает, или просто волнуются, как школьники, перед началом трудовых будней.

В репетиционных классах звучит симфония «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Мелодия повторяется снова и снова. В таком режиме, в сопровождении почти божественных мелодий, Капелла живет долго, очень долго – целых 530 лет. По словам Владислава Чернушенко, эту круглую дату музыкальное заведение будет отмечать весь год. В 1479 году во время освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля, выступили государевы певчие. Было это 12 августа названного года – день, от которого Капелла отсчитывает свою историю. Невскую прописку придворный хор получил в 1703 году во время молебна в честь победы при крепости Ниеншанц за две недели до основания Санкт-Петербурга...

От исторических подробностей худрук Капеллы переходит к размышлениям о певческом искусстве, которого, по его словам, «было так много раньше и так не хватает сейчас». «Практически не существует хоров при школах, университетах, и тем более не поют больше в церквах прихожане в унисон с профессиональными певчими. После революции невероятной популярностью пользовались Певческие олимпиады... Пела вся страна», – вспоминает Чернушенко.

Однако это не пустые сожаления об утраченном. Идея открыть в Капелле музей певческого искусства посетила Владислава Чернушенко после беседы с настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Богородицы отцом Андреем. Этот человек долгое время изучал и собирал сведения о Хоре донских казаков, который во славу России пел на всех континентах (кроме Советского Союза, где коллектив не особо жаловали). «У нас в архивах столько материала и по этой теме, и по множеству других не менее уникальных ансамблей! Петербуржцы непременно должны знать особенности одной из важнейших составляющих духовной культуры русского народа – хорового пения...» – продолжает разговор о будущем музее Владислав Александрович. Помещение с отдельным входом уже есть, руководит процессом бывший директор Капеллы Виталий Лавров. «Не в этом сезоне, но, думаю, в следующем музей примет первых посетителей», – подвел итог худрук старейшего музыкального заведения.

А в ближайших планах, как обычно, напряженная работа, несмолкающая музыка. Уже упомянутые «Перезвоны» и другие сочинения Валерия Гаврилина будут звучать в этих стенах с 20 по 25 октября. В эти дни здесь пройдет фестиваль, посвященный 70-летию композитора. В этих же числах пройдут «Невские хоровые ассамблеи», собравшие более десятка коллективов со всей страны.

В новом сезоне на сцене Капеллы ожидаются и балетные постановки (в рамках цикла «Балет в Капелле»), и продолжение традиции творческих вечеров с музыкантами и артистами (ближайший 26 сентября проведет Светлана Крючкова)... А в марте хор и оркестр петербургской Капеллы ждут в парижском Лувре на открытии выставки «Святая Русь».

«Мы стараемся исполнять только русскую музыку, классическую, народную и духовную», – заканчивает беседу Владислав Чернушенко. 170 лет исполнится со дня рождения Петра Чайковского. Его музыки будет много. Хотя настоящей музыки много не бывает.