Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Выставка литографии Анатолия Каплана ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка литографии Анатолия Каплана ко Дню снятия блокады Ленинграда

Приглашаем Вас на открытие выставки литографии Анатолия Каплана «Ленинград», посвященной 110-летию со дня рождения художника и приуроченной ко Дню снятия блокады Ленинграда. 23

Приглашаем Вас на открытие выставки литографии Анатолия Каплана «Ленинград», посвященной 110-летию со дня рождения художника и приуроченной ко Дню снятия блокады Ленинграда.

23 января – 3 марта 2013 года.

Вернисаж состоится 23 января 2013 года в 17.00 в Новом выставочном зале

На протяжении почти двадцати лет День снятия блокады Ленинграда (27 января) отмечается в календаре государственных праздников как День воинской славы. Это – победа, сыгравшая «решающую роль в истории России, в которой российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков».

В честь знаменательной даты в Музее городской скульптуры открывается выставка литографий выдающегося графика XX века Анатолия Львовича Каплана (1903-1980) «Ленинград». Выставка объединяет работы художника, выполненные в 1944-1956 гг., посвященные нашему городу. Мы встречаем А.Л. Каплана уже зрелым и более свободным мастером, применившим весь свой опыт в литографском искусстве к новой теме.

А.Л. Каплан всегда рассматривался как художник ленинградской графической школы. Всю сознательную жизнь он провел в Ленинграде, – и это видно в его творчестве. «Рукой художника руководило чувство гражданина, страдавшего за наш город, любящего свою прекрасную, великую Родину Потому эти ленинградские литографии убедительны и цельны по замыслу» (В. Конашевич).

Представленная на выставке серия графических листов чрезвычайно сдержанна по краскам – автор делает их большей частью однотонными, черно-белыми. В Ленинграде литография была одной из самых любимых техник, но многокрасочность тут не нужна – она противопоказана тому содержанию, какое заключено в эстампах.

Блокадные циклы литографий «Ленинград в дни блокады» и «Ленинград после блокады» (1944-1956) созданы А.Л. Капланом по личным впечатлениям. В самые тяжелые первые месяцы войны до весны 1942 года Каплан жил и работал в осажденном Ленинграде. Вернувшись из эвакуации с Урала в 1944 г. он сразу обратился в своем творчестве к изображению любимого, израненного Ленинграда, города, постепенно переходящего к мирной повседневной жизни: «Восстановление дома», «Ремонт троллейбусных проводов», «Ремонт здания Конюшен», «Варят асфальт», «Памятник Николаю I на Исаакиевской площади». Художник называет свои произведения нарочито просто и буднично, подчеркивая тем самым необходимость каждодневной работы по восстановлению города, его памятников, зданий, улиц, набережных.

«Отсутствие оригинальности в сюжетах не лишили оригинальности саму серию «Ленинград». Правда, особливость этих листов как единого целого ощущается, наверное, сегодня острее, чем в конце сороковых, в пору, когда естественное и благородное воодушевление еще объединяло людей, несмотря на наступающее лихолетье. Ныне же, нетрудно увидеть, как далека каплановская печальная сказка о Ленинграде от официальных патриотических картинок» (М.Герман).

Облик города, который на протяжении своей истории неисчислимое множество раз был предметом изображения в искусстве, художник сумел увидеть по своему, свежим взглядом, сумел открыть в нем иные, сравнительно с предшественниками, никем ранее не замеченные черты. «У Каплана свой Ленинград – не совсем обычный и не каждому знакомый. Но – очень человечный» (Б. Сурис).

На выставке будут представлены 70 графических листов из частной коллекции Исаака и Людмилы Кушнир (Санкт-Петербург), а также литографии из фондов Государственного музея городской скульптуры.