Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

30 июня – праздник Сабантуй в Петербурге!

30 июня – праздник Сабантуй в Петербурге!

Для современного Петербурга привычны праздники разных народов. И среди этих праздников «Сабантуй» занимает особое место. В последнее воскресенье июня тысячи людей собираются на

Для современного Петербурга привычны праздники разных народов. И среди этих праздников «Сабантуй» занимает особое место. В последнее воскресенье июня тысячи людей собираются на традиционное народное гуляние, объединяющее людей всех возрастов и профессий, наций и вероисповеданий. Сабантуй – необычный праздник. В его канве гармонично уживаются пикник, театр, стадион, балаган и ярмарка.

Ежегодно в Сабантуе принимают участие лучшие творческие силы Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Татарстана, Башкортостана. Концерты, спортивные игры и соревнования - национальная борьба на поясах - «Куряш», лазание на столб, разбивание горшков «вслепую», бой мешками на бревне, выставки, дегустация блюд национальной кухни - все это Сабантуй!

Каждый год среди почетные гостей Сабантуя - губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, официальные делегации Республики Башкортостан и Республики Татарстан, Муфтий Соборной мечети Санкт-Петербурга и Северо-западного региона, представители исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В программе праздника: торжественная встреча почетных гостей, представление делегаций из Башкортостана и Татарстана; традиционное вручение памятных подарков; участие национальных культурных объединений; презентации татарской деревни, башкирской юрты; дегустация блюд национальной кухни; оригинальные экспозиции; спортивные соревнования; национальная борьба на поясах «Куряш»; ярмарка; торговля настоящим медом, сувенирами, изделиями декоративно-прикладного искусства, традиционных ремесел и т.п.

Сабантуй-2013 состоится 30 июня во Всеволожском районе, район деревни Энколово.

Организатор мероприятия - Фонд «Петербургский Сабантуй»

* * *

Сабантуй – праздник, распространенный, главным образом, среди татар и башкир, но приближения Сабантуя всегда с нетерпением ждут и русские, и чуваши, марийцы, мордва и удмурты – словом, все, кто живет по-соседству. Сабантуй по составу участников постепенно превратился в многонациональный праздник.

Сабантуй – первоначально языческий праздник, восходит к доисламским временам. Долгое время при советской власти слово «Сабантуй» объясняли как «праздник плуга», но это не единственная трактовка. «Сабан» - название одного из видных племен булгарского этноса, которое широко пользовалось плугом, и поэтому за плугом закрепилось название этого племени. «Туй» - дословно означает «свадьба». Праздник Сабантуй возник среди сабанов и отмечался как «Свадьба сабана».

В течение тысячелетий менялись элементы Сабантуя, но неизменными остались два обряда. Первый элемент – это борьба Куряш. До принятия ислама в соревнованиях по борьбе могли участвовать и женщины. В истории известны случаи, когда они выигрывали поединок. Победителю присваивали титул батыра и вручали барана. Батыр должен был поднять барана над головой.

Второй элемент – это конные скачки. Они назывались «кыз куу» - «догони девушку». По преданию, девушка – лебедь летела на коне, а её догонял «парень – орел». Если юноша не настигал свою избранницу на определенном расстоянии, то на обратном пути девушка преследовала его и пыталась нагайкой сбить с головы шапку. Если сбивала, то для юноши это был несмываемый позор.
Раньше Сабантуй праздновали одни только крестьяне. Но теперь он из праздника хлеборобов и скотоводов преобразовался в праздник всеобщий – отмечается в селах, поселках, районных центрах, городах, столицах республик Татарстан и Башкортстан, Москве, Санкт-Петербурге и других уголках России и мира – пышно, с оркестрами и знаменами, ценнейшими призами, с участием губернаторов и премьеров.

Празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Сначала молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы.

Девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Каждой хотелось, чтобы именно её полотенце стало наградой самому сильному джигиту – победителю в национальной борьбе или в скачках, именно её работа получила всеобщее одобрение.

В день Сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, все были оживлены, веселы. Люди с утра шли на майдан – просторный луг недалеко от деревни. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали свои сокровенные украшения. Те, кто приезжал на подводах, вплетали в гривы лошадей разноцветные ленты, дугу обертывали цветной тканью, к дуге подвешивали колокольчики.

Сабантуй – праздник пристойный и светлый. На нем царила искренняя и чистосердечная атмосфера, светлое настроение, по-крестьянски незамысловатая вольность. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими. По сложившейся еще в глубокую старину традиции на майдан не допускали буянов и задир. Ввалиться в пьяном виде на майдан считалось проявлением неуважения к народу, к старейшинам – аксакалам, наблюдающим за порядком во время игр.

География Сабантуя широка. Он проводится не только в России, но и в США, Австралии, Турции, Финляндии, Латвии и в странах СНГ.

Для современного Петербурга привычны праздники разных народов. И среди этих праздников Сабантуй занимает особое место. Как давно татары Санкт-Петербурга и Ленинградской области впервые отметили свой самый яркий национальный праздник, сказать трудно. По некоторым данным, на берегах Невы в современные времена Сабантуи проводятся с 1932 года. Первые праздники проходили на территории дворца культуры Выборгского района. Однако вскоре Сабантую пришлось уйти «в подполье». В советские времена Сабантуй не запрещали, но и не поддерживали. До войны близ Пяти углов была татарская школа. Учитель математики этой школы, Баян Ризванов, объединил вокруг себя студентов из Татарстана, а также учащихся филфака и восточного факультета ЛГУ, и сначала проводил Сабантуй в поселке Шапки. В 1956 году он переехал жить в Кузьмолово, и вместе с ним переехал Сабантуй. Тогда, в 1960-х годах, в Сабантуе участвовало 150-200 человек, в то время как сегодня на праздник приезжают порядка 100 тысяч человек.

С 1998 года качественной подготовкой и организацией праздников и культурно-массовых мероприятий, в том числе и проведением ежегодного национального праздника «Сабантуй» занимается Фонд «Петербургский Сабантуй» во главе с Галеевым Иреком Миясаровичем. Во многом благодаря поддержке Татарской национально-культурной автономии и представительств республик Татарстан и Башкортостан, стараниям сотрудников Фонда, праздник «Сабантуй» в Петербурге стал событием общегородского и регионального масштаба, важность которого для культурной жизни города и региона признана на самом высоком уровне. Цель, которую ставит перед собой Фонд «Петербургский Сабантуй» – изучение и сохранение культурных ценностей, традиций народа, его истории, языка и религии. В архивах Фонда хранится множество материалов о Сабантуе, в том числе и о первом празднике в Шапках – фотографии, видеозаписи и книги.

Помимо Сабантуя, Фонд занимается организацией и проведением праздников «Курбан-байрам», «Ураза-Байрам», участвует в возложении венков на Пискаревском кладбище, оказывает спонсорскую и иную помощь ветеранам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принимает участие в выпуске газеты «НУР», а также участвовал в реставрации Соборной мечети.

Понимая всю важность развития массового спорта среди детей и молодежи, сотрудники Фонда «Петербургский Сабантуй» и сами с удовольствием занимаются спортом – играют в хоккей и футбол. В Третьем ежегодном турнире по мини-футболу на кубок губернатора команда Татарской национально-культурной автономии заняла первое место, оставив позади 19 команд-соперниц. А президент Фонда, Галеев Ирек, является исполнительным директором Федерации бокса Санкт-Петербурга, и помимо этого – тренером и наставником молодого и талантливого боксера Дмитрия Бивола.