Режиссеры, несколько лет выслушивавшие обвинения в том, что поиссякли их творческие умы, начали выпускать в этом сезоне спектакль за спектаклем. Наиболее плодовитым оказался Игорь Коняев, с разницей в два-три месяца поставивший три пьесы: "Блажь" в МДТ, "Изображая жертву" в "Балтийском Доме" и "Проделки Скапена" в "Приюте комедианта". Самой заметной оказалась вторая – драматический бестселлер братьев Пресняковых наконец-то появился и у нас, вызвав дискуссию на тему: "Можно ли народным артистам ругаться матом со сцены?" Коняев не стал напрягаться по поводу смысла пьесы, сосредоточив внимание зрителей на дорогих мультимедийных декорациях. Главный герой "Жертвы" – Валя (родной брат Гамлета и Холдена Колфилда) выяснял отношения с окружающим миром на боксерском ринге, сразу же вызвавшим ассоциации с "Полароидными снимками" Кирилла Серебренникова. Его версия "Изображая жертву" и "Мещане" стали хитами самых заметных гастролей года – МХТ им. Чехова.
Ринг был построен и в Театре им. Комиссаржевской для "Ваала" Александра Морфова, развившего тему прошлогоднего "Дон Жуана". Исполнитель главной роли Александр Баргман опять предался философским размышлениям о высоком и низком в человеке и искусстве. Теперь в образе скандальной рок-звезды, прототипами которой стали Майк Науменко и Джим Моррисон. А вот в покатившемся в "Приюте комедианта" "Трамвае "Желание" (режиссер Владимир Бычков) его Стенли напомнил тихого отличника, которого хулиганы взяли в свою компанию. И сколько он ни пытался казаться примитивным мужланом, от врожденной интеллигентности отделаться не удалось.
Сезон в целом оказался богатым именно на яркие мужские образы. Чересчур мужественный четырнадцатилетний мальчик Момо (Олег Абалян) в философской притче Анатолия Праудина "Вся жизнь впереди", поставленной в Театре на Литейном, испытывал к своей воспитательнице Мадам Розе (Ольга Самошина) неоднозначные чувства, попахивающие инцестом. В тюзовской "Капитанской дочке" Григория Козлова правда оказывалась не за изнеженным хлюпиком Гриневым (Максим Фомин), а за могучим зверюгой Пугачевым (Эрик Кения). Зная, что война – занятие для настоящих мужчин, Геннадий Тростянецкий в БДТ и Василий Сенин поставили ко Дню Победы ясного "Веселого солдата" и психоделических "Снегирей". А Андрей Могучий задумался о терроре и под конец сезона выпустил неоднозначный "Петербург" Андрея Белого, заставивший всех вспомнить, с чего начинался "Формальный театр". Многие не успели посмотреть этот спектакль из-за сложных прокатных условий, но вдохновленные успехом создатели обещают показать его еще раз – в сентябре.
Даже Алиса Фрейндлих выбрала для юбилейного бенефиса в Театре им. Ленсовета роль больного лейкемией мальчика Оскара и доказала, что и в сентиментальной пьесе можно сыграть философскую трагедию. Но если в этом сезоне на сцене властвовали мужчины, значит, в следующем придет время женщин.
Мария Бошакова