Это уже третий по счету масштабный международный культурный проект, который демонстрирует петербургское театральное искусство европейскому зрителю. Мировой финансовый кризис не стал ему помехой, а наш город в очередной раз подтвердил свою высокую театральную репутацию.
Главной задачей этого ежегодного фестиваля организаторы ставят благородную цель: сделать культурную столицу России и европейские столицы более близкими и понятными друг другу. Ведь, как известно, театр – это искусство, объединяющее всех.
Благодаря весомой поддержке городского правительства, личному участию в проекте вице-губернатора Петербурга Аллы Маниловой, инициативе идейного вдохновителя фестиваля – театра «Приют Комедианта» и деятельности председателя комитета по культуре Антона Губанкова самые достойные петербургские спектакли теперь можно увидеть на подмостках европейских столиц. В 2007 году фестиваль с большим успехом прошел в Праге, в 2008-м – в Берлине. Уже известны планы на будущий год: с работой ведущих мастеров петербургской сцены, со спектаклями разных жанров, поставленными в лучших театрах нашего города, ознакомятся зрители Израиля, а в 2011 году проект будет реализован в Эстонии.
В сентябре в центре Хельсинки на сцене крупнейшего финского театра «Савой» с аншлагами были показаны драматические и авангардные постановки, которые пользуются в нашем городе неизменным зрительским успехом. Программа была составлена таким образом, чтобы спектакли оказались близки и понятны без перевода, ведь две трети публики составляла финская аудитория, а вся рекламная кампания проводилась на финском языке.
Открыла фестиваль необычная постановка театра «Приют Комедианта» – поэтическая пантомима «Подвенечная фата Пьеретты» в постановке Николая Дручека. Театр Комедии им. Н. П. Акимова привез классический спектакль по пьесе Гоголя «Игроки» в постановке Татьяны Казаковой. Художественный руководитель театра также провела в Хельсинки мастер-класс для финских актеров разных театров. Театр им. Ленсовета был представлен великолепным моноспектаклем Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама» в постановке Владислава Пази. По словам художественного руководителя «Петербургского театрального сезона» Виктора Минкова, в данном случае имя выдающейся актрисы послужило брендом знаменитого во всем мире русского психологического театра, притом что в Финляндии сегодня основной акцент в театральном искусстве делается на политику и социальные проблемы. На заключительном спектакле – постановке «Потехе – час, или Time for fun» молодого театра пластики рук Hand made – по приглашению посольства России присутствовала президент Финляндии госпожа Тарья Халонен.
В рамках фестивальной программы также состоялись торжественный прием для петербургских театральных деятелей и журналистов в российском посольстве и выставка «Европейская и российская классика на сцене Театра Деммени», организованная Театром марионеток им. Е. С. Деммени – первым в России государственным профессиональным театром кукол. Экспозицию составили 40 уникальных кукол из лучших постановок по произведениям Шекспира, Мольера, Пушкина, Гоголя и Чехова.
«Этот проект призван продемонстрировать Европе, что театральный Петербург – это не только культовый Мариинский балет, но и петербургская драматическая школа.
Все последние годы наши драматические театры являются абсолютными лидерами по числу высших национальных театральных премий и заслуживают интеграции в культурную жизнь Европы», – отметила Алла Манилова.
Однако «Петербургский театральный сезон» – это лишь часть детально проработанной программы развития международных связей, реализуемой под патронатом вице-губернатора. В рамках своего визита в финскую столицу Алла Манилова подчеркнула, что «Петербургский театральный сезон» не просто гастроли, а комплексный проект, предусматривающий мощную информационную поддержку, оказанную мэрией города Хельсинки, и серию рабочих переговоров. Петербургская делегация подробно представила наиболее крупные культурные проекты. В рамках своего визита вице-губернатор провела встречи с руководством мэрии Хельсинки и послом России в Финляндии Александром Румянцевым, в ходе которых обсуждались вопросы сотрудничества в сфере культуры, туризма, образования и молодежной политики.
Знакомство финских зрителей с петербургским театральным искусством и проявленный к нему интерес позволяют надеяться на увеличение потока туристов в наш город. Ведь Петербург и Хельсинки давно связывают дружеские добрососедские отношения. Так, вице-мэр Хельсинки Туула Хаатайнен согласилась с идеей объединить усилия двух городов в развитии событийного туризма на базе таких крупных событий, как общегородской праздник «Ночь искусства» в Хельсинки, «Алые паруса», День города и Новый год – в Санкт-Петербурге.
Хельсинки – Петербург