Адаптация к ковиду и тотальная цифровизация: футуролог Данила Медведев рассказал, что ждет Россию в 2022 году

Адаптация к ковиду и тотальная цифровизация: футуролог Данила Медведев рассказал, что ждет Россию в 2022 году

Раскрыто, адаптируется ли человечество к коронавирусу – и чего ждать не только от наступающего 2022 года, но и от ближайших нескольких лет.

Футуролог и трансгуманист Данила Медведев в комментарии «Городовой.ру» порассуждал о будущем человечества и основных тенденциях, которые уже определились и в ближайшие несколько лет продолжат набирать силу и развиваться.

Разумеется, один из ключевых вопросов, которые волнуют практически весь мир – это будущее коронавирусной эпидемии. Сможет ли человечество адаптироваться к коронавирусу?

По прогнозам, которые были изначально, пандемия займет в острой фазе 2-3-4 года, то есть как раз в 2022 году будет перелом. Что касается долгосрочной перспективы, то тут впервые появляется возможность технологических решений: не только вакцинация, но и всевозможные системы контроля, которые постепенно могут быть развиты и внедрены в практику.

То, что мы уже увидели – например, системы массового измерения температуры, специальные обеззараживающие камеры на входе в здание – такие технологии в принципе могут быть усовершенствованы и в какой-то момент станут такими же привычными, как кондиционер или камеры систем безопасности. Нужно отметить, как быстро подобные системы были оперативно внедрены во множестве организаций. В долгосрочной перспективе у человечества будет чуть больше контроля над вот этими микробными заболеваниями, чем мы раньше привыкли.

Пандемия внесла существенные коррективы в наш образ жизни, и, в первую очередь, в социальные контакты, взаимодействие между людьми. Возможно ли, что в недалеком будущем удаленка и мессенджеры заменят живое общение окончательно?

Здесь нужно понимать, что вот эта тенденция к виртуализации и цифровизации была придумана и задумана еще в 90-е годы. То есть все наши повседневные практики сегодня – они в каких-то прототипах были еще в 90-е годы, во время первого интернет-бума. Но пандемия оказалась стимулом для того, чтобы технологии, разработанные в течение последних нескольких десятков лет, внедрить массово – в том числе и среди обычных людей, людей, которые не были фанатами технологий. Им всем пришлось осваивать Zoom, приложения для QR-кодов и так далее. В этом смысле произошел некоторый «апгрейд», какие-то базовые инструменты, которые у нас появились давно, стали стандартными – и можно ожидать, что это в дальнейшем будет происходить еще больше, то есть цифровизация, скажем так, свершилась.

Что касается долгосрочной перспективы, то тут пока остается открытый вопрос: насколько вообще эта цифровая среда для человека безопасна и насколько социум, государство с этим будут мириться.

Здесь пока нет однозначного ответа, и понятно, что у государства не так много инструментов для того, чтобы это контролировать. Можно это контролировать, если это вызывает явную аддикцию – как компьютерные игры и практика Китая, например – когда вводится государственный контроль для участия в онлайновых многопользовательских играх, государство говорит, что детям можно играть не более одного часа в день. Проверяться это должно строго по какой-то карточке, смартфону и так далее.

Это – один вариант, но это касается только совсем крайностей, когда наблюдаются негативные последствия для жизни, работы человека. Что же касается более мягкого какого-то воздействия цифровых технологий, то единственная область, где государство может вмешиваться – это образование. И здесь сложно сказать, насколько государство эту роль успеет осознать, потому что, например, сейчас в той же России все радостно внедряли удаленку в школах – а в Америке даже внедряли удаленку в детских садах. Это, конечно, замечательно, но не похоже, чтобы государство заранее беспокоилось о возможных рисках. Поэтому весьма вероятно, что широкое распространение цифровых коммуникаций продолжится – и дойдет до того, что это просто будет вторая реальность, в которой мы существуем.

Источник фото: Legion-Media