В истории Ленинграда есть символ невероятной стойкости и мужества — блокадный трамвай. Взятый в тиски осады, город продолжал жить, и во многом благодаря этому неутомимому труженику на рельсах.
За почти 900 дней блокады трамвайное движение останавливалось лишь однажды, на самый тяжелый период — с декабря 1941 по апрель 1942 года.
Все остальное время трамвай боролся за жизнь города вместе с его жителями.
Единственная ниточка, связывающая город
С сентября 1941 года, когда Ленинград оказался в кольце блокады, и почти весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт, трамвай стал единственным спасением для двух с половиной миллионов жителей.
Он перевозил не только людей, но и играл ключевую роль в обороне города. По поручению фронтового командования трамваи доставляли на передовую воинские подразделения, снаряды, технику.
Подвиг сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) во главе с М. Х. Сорокой позволил подготовить вагоны для перевозки раненых и проложить пути к госпиталям, обеспечивая жизненно важную связь.
Тишина на рельсах и чудесное воскрешение
К концу осени 1941 года город погрузился в холод и голод, перебои с электричеством стали нормой. 8 декабря трамвайное движение остановилось. «Город стал пешим», — напишут позднее Алесь Адамович и Даниил Гранин в своей «Блокадной книге», описывая, как расстояния стали измеряться не временем, а изматывающими шагами.
Но работники ТТУ не сдавались. Они восстановили 150 километров контактной сети, и 15 апреля 1942 года произошло настоящее чудо — трамвай вновь вышел на улицы.
По пяти маршрутам отправились 320 вагонов, и этот день стал одним из самых светлых в истории блокады. Писатель Николай Тихонов сравнил возвращение трамваев с вестниками весны, а Лев Успенский увидел в их «зеленых искрах» вызов врагу и предвестник грядущей Победы.
Под огнем врага — стойкость и работа
Даже после возобновления движения трамвай продолжал работать под непрерывными бомбардировками, которые продолжались до начала 1944 года.
Пути и провода постоянно выходили из строя. «Разбитые снарядом рельсы, порванные провода чинятся под огнем врага», — свидетельствовал начальник ТТУ Михаил Сорока.
В своей книге «Фронтовой трамвай» он подчеркивал уникальность Ленинграда: если в осажденном Мадриде трамвай проработал всего неделю, а в окруженном Берлине движение остановилось сразу, то в Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай действовал 811.
Были разрушены десятки километров путей и сотни километров сетей, но усилиями героических работников все это восстанавливалось под огнем.
Живая память о подвиге
Подвиг блокадного трамвая и его работников не забыт. Петербуржцы бережно хранят эту память. В Музее городского электрического транспорта в памятные даты (27 января, 15 апреля, 9 мая) проходят акции, посвященные героям трамвайного фронта.
К 50-летию Победы были выпущены книги «Ленинградский трамвай. 1941—1945» и «Книга памяти». В 2007 году на проспекте Стачек, недалеко от места, где во время войны из вагонов строили противотанковую баррикаду, был установлен «Памятник блокадному трамваю».
Поэт Анатолий Молчанов посвятил ему стихотворение, ставшее частью сборника «Гимн трамваю». А документальный фильм «Мелодия старого трамвая» 1974 года навсегда запечатлел для потомков эту удивительную историю стойкости и надежды.