Если вы хоть раз внимательно смотрели по сторонам на железнодорожной станции, то наверняка замечали синие трубы, которые тянутся вдоль путей. Особенность этих труб — в регулярных П-образных изгибах, словно кто-то специально "помял" их в определённых местах.
Многие думают, что по ним течёт вода — ведь синий цвет часто ассоциируется именно с ней. Однако в данном случае это заблуждение: по трубам подаётся не вода, а сжатый воздух.
Система подведения воздуха нужна для работы различных механизмов на станции, прежде всего — для очистки стрелочных переводов от снега и мусора. Компрессоры закачивают воздух в магистраль, а рабочие подключают к трубе шланги и выдувают всё, что мешает безопасному движению поездов.
Воздух — эффективный, быстрый и недорогой способ очистки. Но зачем тогда изгибы? Ответ связан с физикой материалов. Как и любой металл, труба подвержена температурным деформациям.
На жаре она расширяется, на морозе — сжимается. Если оставить трубу идеально прямой, такие движения приведут к разрушениям — её попросту может выгнуть или порвать в особо жаркий день. Именно для этого и нужны П-образные изгибы — так называемые компенсаторы температурного расширения.
Их принцип похож на рельсовые зазоры или гармошку — изгиб словно амортизирует тепловые подвижки. Летом такой изгиб может немного сжаться, зимой — растянуться, и при этом не деформировать трубу в целом. Это стандартная практика и в теплотрассах, и в пневмомагистралях, хотя по последним и течёт совсем не горячая жидкость, а обычный воздух.
Таким образом, П-образные изгибы — вовсе не дизайнерская прихоть. Это продуманное инженерное решение, продлевающее срок службы коммуникаций и защищающее от разрушений. Даже если труба просто гонит воздух — она всё равно «живёт» по законам металла, а значит, требует гибкости, но не в переносном, а в буквальном смысле слова.