Вчера на пресс-конференции в "Интерфаксе" художественный руководитель Малого драматического театра -- Театра Европы Лев Додин рассказал о предстоящих гастролях в Москве.
Это первые за последние десять лет большие гастроли МДТ в столице. Выезд додинского театра в Москву проходит в рамках фестиваля "Золотой маски".
Присутствовавшая на пресс-конференции генеральный директор "Маски" Мария Ревякина в своем слове была на удивление краткой, она напомнила, какое завидное место занимают культурные институции Петербурга в иерархии общих культурных ценностей, и в этом контексте назвала МДТ "бриллиантом в короне".
Собравшиеся не без удовольствия согласились. Зато Лев Додин не удержался и поделился опасениями, как бы в истории, начинающейся с таких славословий, не случился бы какой-нибудь неприятный фокус.
И не стал скрывать предчувствия того, что ретроспектива, показанная не в родном театре, а вынесенная в другое место, поможет увидеть себя со стороны и, возможно, даже даст МДТ понять логику собственного развития.
Еще художественный руководитель признался, что обычно все московские спектакли театру даются очень тяжело, даже в Риме играется легче. В Москве как "чугунный щит" давит какой-то особый пиетет перед зрительным залом, возможно, это оттого, что в партере наблюдается сильная концентрация "театральной элиты".
И еще напомнил, что подобные гастроли планировались давно, дважды уже почти объявлялись, всегда что-то мешало, и никак не удавалось найти подходящую сцену.
В Москве МДТ принимает Содружество актеров Таганки, и Лев Абрамович считает, что помимо подходящих технических возможностей этот театр дает нужную ауру, это близкий по духу коллектив и понятная театральная история. На Таганку везут семь спектаклей. Изначально думали о десяти.
Но по разным причинам в афишу не удалось включить "Чайку", "Гаудеамус" и "Молли Суини". Открывают гастроли 1 июня "Московским хором" в старом Театре на Таганке, здесь же сыграют "Дядю Ваню" и "Клаустрофобию".
Продолжится ретроспектива на сцене Новой Таганки спектаклями "Чевенгур" и "Бесы", а финальным аккордом станет "Пьеса без названия", этим спектаклем 24 июня МДТ прощается со столичной публикой. По отдельности все названные работы в Москве уже видели, но вкупе их показывают впервые.
И это важно не только для самопознания труппы, но существенно и для зрительского восприятия. Кстати, на пресс-конференции помимо гастрольной афиши был представлен выпущенный издательством "Балтийские сезоны" том "Лев Додин. Репетиции "Пьесы без названия"".
Это не сочиненный литературный труд, а расшифрованные записи реальных репетиций, так что текст получился многоголосным, его создает режиссер, и в нем участвуют актеры. И вместе с тем -- это первая книга знаменитого режиссера.
Лев Додин признался журналистам, что когда он получил рукопись расшифрованных репетиций, то принялся ее переписывать и сокращать. Рукопись отобрали. Но книга режиссеру все равно понравилась. Она будто бы наложила вето на обычное "жуткое пренебрежение собственной историей".
ЕЛЕНА ГЕРУСОВА